Вручение диплома МВА для многих слушателей становится знаковым событием. Диплом можно показать работодателю, престижно сделать соответствующую запись в резюме, в конце концов, повесить на стенку. Законное присвоение степени порождает у бывшего слушателя массу положительных эмоций и заслуженную гордость. Это понятно и естественно. Не так много менеджеров, которые могут похвастаться подобным дипломом.
Однако получение диплома, в ряде случаев, порождает излишние иллюзии. Новоиспеченному мастеру делового администрирования кажется, что он может все. Разработать стратегию для своей компании – пожалуйста. Мы это делали и ни один раз. Построить карту сбалансированных показателей – пожалуйста. Мы это делали и ни один раз. Есть ощущение, что среди задач современного предприятия нет таких, которые бы поставили выпускника МВА в тупик. Но, данное всемогущество иллюзорно.
Прежде всего, учебный процесс построен так, что слушателям предлагается стандартная программа, не учитывающая личностных особенностей и особенностей бизнеса, в котором работает слушатель. Образовательный стандарт не вреден, но, как и любой стандарт, рассчитан на массовое использование. Если все менеджеры говорят на одном языке, оперируют одними и теми же понятиями, в равной степени владеют набором методов и шаблонов, то это благо. Но есть и вторая сторона медали – обладатели степени МВА разные, организации, в которых они работают, разные, люди, с которыми они работаю разные. Другими словами, образовательная программа, образно говоря, учит работать в черно-белом мире, в то время как реальный мир пестрый. Далеко не всегда удается научить приспосабливаться к этому миру.
Особенно хочу отметить следующее, в процессе обучения слушатели изучают ту или иную функцию бизнеса, находясь в контакте со своими сокурсниками. Выполняют кейсы, обсуждают проблемы в группе. Это очень хорошо, но группа состоит из избранных, людей, которые хотят и могут освоить программу МВА. Умения и навыки, которые при этом отрабатываются, пригодны именно для такой аудитории. После завершения обучения слушатель остается один на один со своими товарищами по работе, которые «университетов не кончали». Это совершенно другая среда, в которой потенциал бывшего слушателя может и не реализоваться.
Отсутствие учета этих и других реальностей порождают иллюзии, иллюзии – излишние амбиции. Не реализованные амбиции порождают депрессию и неверие в программу МВА.
Должен отметить, что диплом свидетельствует о том, что слушатель успешно прошел обучение и только об этом. А вот стать менеджером может только он сам. Обычно, в качестве напутствия обладателям МВА я использую фразу из песни «Конец пути, начало всех начал…». Получить степень МВА, это только начало становления менеджера.
В этой связи хочу попросить бывших выпускников и нынешних слушателей программы высказаться на эту тему. Иллюзии и реальность МВА, как Вы их видите?
3 комментария. Оставить новый
я, начав свое дело, остро ощутил нехватку знаний. Поэтому и принял решение пойти получать образование МВА, диплом – да, хорошо, но, например, первый у меня никто ни разу не спросил, всем достаточно было общения. Поэтому если есть боязнь быть не понятым – надо заниматься чем-то своим. Тогда и не придется “дрейфовать” после окончания образования и все знания, полученные в ходе обучения будут востребованы и реализованы.
Теоретические изыски и практическое применение всегда разнится именно в силу специфики объектов, в которых они используются. Проблема, мне кажется, несколько шире. Сейчас стало модным (!) иметь в составе менеджеров предприятии сотрудников с дипломом МВА – это поднимает престиж фирмы. Плохо, когда этим все и ограничивается. Например, акционеры предприятия принимают решение о внедрение на предприятии проектного подхода (управление проектами). Они «выбирают» менеджера, который будет этим заниматься, и отправляют его учиться МВА. Пока все логично. Этот менеджер на протяжении всей учебы только и занимается тем, что «примеряет» полученные теоретические (стандартизированные) знания на реальную деятельность своего предприятия. При этом он как никто другой владеет знаниями специфики работы этого предприятия. И он знает, что его задача не столько получить диплом МВА, сколько на основе новых знаний внедрить в деятельность предприятия проектный подход к управлению – ведь в этом цель, объявленная акционерами. Но что получается потом? Диплом получен, программа внедрения проектного подхода к управлению детально разработана, все нюансы деятельности предприятия учтены. Менеджер гордый и счастливый передает руководству предприятия свою разработку, берет на себя всю ответственность за внедрение ее в жизнь и …оказывается «за бортом». Потому, что на самом деле руководство предприятия ничего менять не хочет. А объявленная когда-то цель – внедрение проектного подхода – это просто модный лозунг, не более того. И вот тут начинаются основные проблемы. Как этому менеджеру дальше работать на этом предприятии, зная и умея сделать эту работу гораздо более эффективной, но делать все «по-старому»? …Амбиции ли это? Да, если знания чисто теоретические (стандартизированные) и их внедрение в деятельность предприятия своего рода эксперимент. Нет, если это не просто знания, а детально разработанная программа конкретно для данного предприятия, с учетом всех особенностей его работы. Дипломатия тут мало поможет. К сожалению. Мне кажется, что до тех пор, пока знания МВА будут отсутствовать у «верхнего» руководства, «низы», владея этими знаниями, только намучаются. Начинать надо с «головы». И многим предприятиям пора бы все-таки начать работать по-новому, а не только лозунги кидать.
О! Эта тема большая, как жизнь! 🙂
Затрону только один из ее аспектов — выпускник МВА и компания с устоявшимися традициями.
Такие компании в России еще существуют. Они проплыли через все реформы практически их не заметив. При этом на прибыльности и доле рынка таких компаний все шторма последних двадцати лет вообще никак не сказались. Но как ни крути, новые технологии управления внедрять приходится. Совет директоров требует. Так появляются в таких Компаниях выпускники МВА. Специфика применения знаний вытекает из написанного выше. Главное — ничего не сломать и никого не задеть. Но при этом совершенно нормально получается внедрять и современное бюджетирование, и проектный менеджмент, и управление по целям и многое другое. Важно делать это очень дипломатично и использовать как можно меньше иностранных слов.