db_310x90
  • Индивидуальное обучение
  • О сайте
    • Об авторе
  • Записи блога
    • SWOT
    • Стратегический менеджмент
    • Энциклопедия Стратегического менеджмента
    • Программа МВА
    • Советы на перемене
    • Гимнастика (ума)
    • Менеджмент
    • Маркетинг
  • Tip box
  • Карта сайта

А как правильно?

9 февраля 2012adminСтратегический менеджмент7 комментариев

как правильно, Стратегия и Стратегический план, В студенческой среде, да и в среде предпринимателей наблюдается разнобой в понимании и применении таких терминов как «Стратегия», «Стратегический план», «Бизнес-модель», «Бизнес план», «Проект». Приходилось встречаться с использованием этих терминов как синонимических, т.е. имеющих одно и то же значение. Например, Стратегия и Стратегический план, Стратегия и бизнес модель, Бизнес модель и Бизнес план, Бизнес план и Проект. А как правильно?  Существует множество определений каждого из этих терминов. Давайте разберемся вместе.

В самом общем виде, не претендуя на дублирование классических определений, сформулирую свои представления.

Стратегия — общий, не детализированный план какой-либо деятельности или способ достижения сложной цели (путь достижения цели).

Стратегический план — документ, детализирующий действия по достижению цели (целей).

Бизнес план — документ, разрабатываемый новой или действующей фирмой, в котором систематизируются основные аспекты намеченного коммерческого мероприятия.

Проект — это отдельное предприятие (намерение) имеющее начало и конец во времени, направленное на достижение заранее определённого результата (цели) при заданных ограничениях по ресурсам и срокам, а также требованиям к качеству и допустимому уровню риска. Одновременно, проект — это документ, описывающий эту деятельность.

Бизнес-модель — описание основных принципов создания и функционирования организации.

Стратегический план, Бизнес модель, Бизнес план и Проект рассматриваются как документы и в этом смысле сходны между собой. Отличия заключаются в том, что структура этих документов отличается и весьма значительно.

Стратегический план является детищем Стратегического менеджмента. Для него отсутствует общепринятая структура и форма документа. Рекомендуют указывать миссию, цели, стратегии их достижения, а так же обеспечивающие планы и указания по принятию оперативных решений (политики, правила, процедуры, бюджеты). В последние годы для формализации стратегии (подготовке стратегического плана) используют дерево целей, сбалансированную систему показателей, планы мероприятий и планы реализации отдельных инициатив. Составной частью стратегического плана могут быть отдельные проекты и бизнес планы.

Бизнес план, как документ доказывающий целесообразность инвестиций, родился под давлением финансового сообщества. Содержание и структура бизнес плана, по сравнению со стратегическим планом, более формализована, хотя и допускает отдельные вольности. Как правило, в нем содержатся следующие компоненты: резюме (кратко суммирующее основные моменты Б.-п.); сведения о компании (раскрываются содержание бизнеса и направления работы); среда для бизнеса (определяются объем рынка сбыта для производимого продукта, услуг и т. п., доля рынка, которую предполагается занять); план по маркетингу и продажам (показывает планируемые объемы продаж и то, как это будет достигнуто); оперативный план (план приобретения оборудования, строительства, закупок и т. п.);  план по трудовым ресурсам; финансовый план (обобщающий все перечисленное).

Проект появился как некий управленческий подход со своими принципами и методами управления. Отдельно взятые задания, задачи, решаемые в рамках деятельности организации или предприятия, рассматриваются как отдельные проекты, к которым применяются соответствующие принципы и методы. Содержание и структура проекта определяется Уставом проекта, в котором детально представлена информация о целях, задачах, подходах, планируемых результатах, объеме, стоимости и других аспектах проекта. Кроме того, проект должен иметь план – документ, предназначенный для исполнения и управления проектом и штаб управления проектом (проектный офис).

Бизнес-модель, как документ, описывающий основные принципы создания и функционирования организации, это продукт предпринимательской среды. В бизнес-модель организации включаются функциональные взаимоотношения внутри организации. В частности, в состав бизнес-модели входят: финансовая модель, организационная модель, маркетинговая модель, производственная модель и т.д. Однако форма и структура Бизнес модели как документа не устоялась. Рекомендуют в описание любой бизнес модели включать блоки, которые отражают логику действий компании, направленных на получение прибыли. Структурные блоки включают: потребительские сегменты, ценностные предложения, каналы сбыта, взаимоотношения с клиентами, потоки поступления доходов, ключевые ресурсы, ключевые виды деятельности, ключевые партнеры, структура издержек.

Таким образом, все перечисленные формы документы, не смотря на свою похожесть по содержанию, отличаются. Следовательно, при ответе на вопрос “как правильно” следует помнить, что у каждого документа, своя форма.

Отдельно стоит понятие стратегия. Понятие Стратегия может относиться к разным объектам. От крупной компании до отдельной задачи. Один вариант, все эти документы могут готовиться во исполнение  стратегии и являться составной частью стратегии (Стратегия вне документа). В то же самое время каждый документ или его часть может иметь самостоятельную стратегию (Стратегия внутри документа).

Это мое мнение. Не претендую на абсолютную истину, поэтому давайте разбираться вместе. Как Вы понимаете и используете эти термины?

Метки: Бизнес модель, Стратегический менеджмент, Стратегический план
Предыдущая запись PEST или ставим «рыбу на голову» Следующая запись Думаете, у вас есть стратегия?

7 комментариев. Оставить новый

admin
10 февраля 2012 17:25

Елена, у Вас на защите действительно все было прекрасно. И работа и выступление. Доказательно, кретаивно и пр.
Просто мой формализм требует четкости во всем. Если бизнес план, то и форма бизнес плана. Кстати, у Вас все так было. Если же в названии фигурирует слово проект, то можно ожидать использования формы, рекомендуемой проектным менеджментом. А это ТЭО, устав, план, проектный офис. Т.е. другая форма.
На бытовом уровне мы слово проект используем довольно свободно. Мне представляется, что в профессиональном смысле это не целесообразно.

Ответить
Владислав
10 февраля 2012 08:46

Для ЕП,

Название выглядит корректным, ибо для реализации Проекта должен быть План, а содержание – раз Алексей Васильевич хвалил, наверное тоже правильно.

Ответить
ЕП
9 февраля 2012 23:26

Алексей Васильевич, у меня был диплом “Разработка бизнес плана проекта такого-то”. Я защитилась отлично и Вы особенно меня хвалили. Судя по вашей публикации, получается, что диплом не правильный? Либо проект, либо Бизнес план?
С уважением Елена.

Ответить
admin
9 февраля 2012 23:20

Владислав,
Жить на основе здравого смысла и интуиции можно, живут же люди. Если он не знает что такое стратегия, но реально её имеет и выполняет, то “вперед и с песней”.

Не “ради правды, а ради истины” хочу привести слова Экс-владелеца «Вимм-Билль-Данна» об интуиции.
• Почти всегда дело начинается с интуиции. Четыре года назад мы вошли в угольный бизнес, купили несколько шахт в Кемеровской области. Когда покупали, это был убыточный бизнес: тонна угля продавалась по $11 при себестоимости $26. Сейчас цена тонны выросла до $74. Могут аналитики просчитать такое? [«Секрет фирмы», 2008].

Кроме того, одна из школ стретtгии – Школа предпринимательства!

Но мое мнение по данному вопросу таково: важно аналитика + интуиция. Голая аналитика может не дать лучшего результата, по той простой причине, что аналитика базируется на моделях, а модели всегда проще реальной жизни. Голая Интуиция тем более не приведет к результату. Это гадание на кофейной гуще, если интуиция не рождена серьезным знанием проблемы. А эти знания приобретаются в процессе аналитического исследования. Если Ваши партнеры намерены жить долго и процветать, то придется изучать и стратегии, и прочую “чепуху”. “Нет ничего практичней хорошей теории”.
АВМ

Ответить
Владислав
9 февраля 2012 22:52

Не знаю к месту ли….
Сейчас мониторю “жизнь” одной компании, в том числе заглядываю и в прошлое.
Приходилось разговаривать и о целях, с ведущими менеджерами – теряются в формулировании. Но все же одна из целей так или иначе сформировалась… называя ее правильно – назвал бы, стратагической. Тогда начинаю спрашивать о стратегии, сбиваются на цель.
При всем этом – успешно могут достигать кратковременных показателей – целей, SMART типа, бизнес существует – ни шатко ни валко…
Вопрос – а может “ну их” эти стратегии? Раз бизнес без стратегии (т.е. без знания что это такое может жить) – не так уж они и нужны и обязательны ?

Ответить
admin
9 февраля 2012 14:26

Проблема в том, что очень часто ставится цель разработать (подготовить) Бизнес модель, а по сути получается Бизнес план. Встречаются и другие сочетания. Цель и результат не совпадает по сути.
АВМ

Ответить
Александр
9 февраля 2012 11:19

Да общая задача всех этих терминов ведет нас к тому, что что то надо менять либо в организации, либо в подразделении. Уровень изменений глубина проработки для подготовки и формализации этих документов будет разная и зависить будет от Уровня принимаемого решения и той цели которую будем преследовать.

Ответить

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вебинары безвозмездно 
(т.е. даром) !

Коллеги, подписка дает Вам возможность своевременно получать информацию о планируемых вебинарах.

  Предоставлено SendPulse

Последние записи блога

  • Стратегии развития и развивающиеся стратегии
  • Strategy. Стратегия – определение и ее суть
  • Ценности (Values, Core Values) компании
  • Миссия (mission) компании
  • Онлайн МВА против МВА очно
  • Почему стратегические цели не достигаются
  • Стратегические Намерения (миссия, видение, ценности)
  • Видение. Видение будущего
  • Стратегическое управление. Модель POSIES
  • Черный лебедь, черный слон, черная медуза, черная комната с черной кошкой
  • Практические занятия по проведению SWOT
  • ИМХО (субъективное мнение) и реальная действительность
  • SWOT против SOAR
  • Harvard Business Review Россия и SWOT
  • Еще раз о мотивации
  • Что объединяет стратегическое управление и Деда Мороза
  • Балансировка стимулирования и мотивации
  • Стимулирование личности или группы?
  • Секреты стимулирования инженеров и менеджеров всех мастей
  • 6 способов создании среды, в которой рождается самомотивация
  • Не читайте публикации о системе и способах мотивации
  • Творческие люди в нашей буче, боевой кипучей
  • Миф о простоте и доступности SWOT
  • Знания Умения Навыки и Способности
  • Кризис COVID-19 − частный случай комплексных изменений
  • Короновирус шагает по планете. Что делать
  • SWOT SWOT-у рознь
  • Достоинства и ограничения SWOT-анализа
  • Что делать? Адаптация к климатическим изменениям
  • Принятие управленческих решений
  • Новые навыки в период промышленной революции
  • Факторы SWOT анализа относительны
  • SWOT: объект анализа
  • Цели SMART и цели FAST
  • Барьеры на пути реализации стратегии

Рубрики

Дополнительное и профессиональное образование и бизнес-обучение

Контакты

dekan@dekanblog.ru
Email
Facebook
Google+
YouTube
Skype
Индивидуальное обучениеО сайтеЗаписи блогаTip boxКарта сайта
© Dekanblog 2009-2022