db_310x90
  • Книга — Реализация стратегии
  • О сайте
    • Об авторе
  • Записи блога
    • Стратегический менеджмент
    • Советы на перемене
    • Гимнастика (ума)
    • Маркетинг
    • Менеджмент
    • Программа МВА
  • Вебинары
    • Вебинары 2014
    • Вебинары 2015
    • Вебинары 2016
    • Вебинары 2017
    • Вебинары 2018
    • Tip box
  • Библиотека
  • Карта сайта

Диаграммы К. Исикавы

16 апреля 2009adminМенеджмент4 комментария

Причинно-следственные диаграммы (известны в миру как диаграммы К.Исикавы, рыбий скелет, дерево проблем, карта процесса») являются одним из примеров логического моделирования. Диаграммы используются в различных случаях для решения задач менеджмента и маркетинга. В частности, декомпозиции целей, выявления факторов влияющих на результат и др.

Традиционный способ составления таких диаграмм приводит к диаграмме внешне похожей на рыбий скелет. Основные принципы построения такой диаграммы иллюстрируются на рисунке.
bc

На практике используются два способа построения:
1). Анализ рассеивания. Анализируемая проблема изображена справа, у острия большой стрелки. Категории возможных причин представляются в виде ветвей, похожих на кости рыбьего скелета. Для каждой категории выявляются все возможные причины.
2). Перечень причин. Возможные причины выявляются методом мозгового штурма и включаются в список в порядке поступления. Затем все эти причины разбиваются на категории и наносятся на схему. Конечный вид схемы получается одним и тем же вне зависимости от выбранного способа.

Диаграмму причин и результатов, вообще говоря, можно построить в одиночку. Однако лучшие результаты получаются, если в процессе построения участвует группа людей. Последовательность действий следующая:
1).Формирование группы людей, обладающих требуемыми знаниями в области,
подлежащей изучению. Очень важный этап. Результата не будет, если «пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник!».
2). Подготовьте шаблон диаграммы большого формата типа приведенного выше рисунка, но большого формата (лист А2 и более, доска).
3). Сформулируйте описание проблемы, причины возникновения которой, предстоит найти. Такой проблемой может быть все что угодно. Важно, что бы эта проблема была четко обозначена и однозначно понималась всеми участниками группы. Напишите её на Вашем шаблоне.
4). Выявите категории возможных причин возникновения рассматриваемой проблемы. Нанесите обозначения категорий около ветвей, выходящих из основной стрелки (смотри рисунок). Трудно дать обобщенный перечень возможных категорий. Тут начинается творчество. Однако можно предложить некоторые примеры для различных случаев.

Для физических процессов такими категориями могут быть: люди; машины и оборудование; материалы; методы; измерение; окружающая среда: культура, организационная структура, физическое окружение и т.д.

Для проблем в управлении в качестве категорий можно использовать так называемые внутренние переменные:  цели, структура, задачи, технология, люди.

5). Для каждой категории методом мозгового штурма постарайтесь выявить все возможные причины и сразу обозначайте их на соответствующей ветви диаграммы. Используйте краткие описания и обозначения. Рассматриваете главные категории по очереди, но одновременно делайте пометки относительно других категорий, если они придут в голову по ходу дела. Причины, относящиеся к нескольким категориям, отмечайте везде, где надо. Эта работа может потребовать несколько раз перечертить схему после того, как очередная ее версия готова.
6). Проанализируйте идентифицированные причины, выделите самые важные из них. Именно эти причины и являются главным результатом работы. Следующим этапом будет подготовка плана мероприятий по устранению причин.

 

Предыдущая запись Вэб-семинар (вэбинар) 2 Следующая запись Пять почему

4 комментария. Оставить новый

Диаграммы К.Исикавы 2
20 октября 2009 21:38

[…] кость”. Посмотреть методику можно по данной ссылке “Диаграммы К. Исикавы”. После этой публикации мне поступали просьбы […]

Ответить
Пять почему
31 мая 2009 08:42

[…] — Почему?»). Метод удобно использовать совместно с диаграммой К. Исикавы. Конечно, возможно использовать данный метод и […]

Ответить
Алла Медовая
17 апреля 2009 18:34

Отличный алгоритм проведения мозгового штурма. Способствует структурированию процесса обсуждения и держит группу в рамках задачи.

Ответить
Platon
17 апреля 2009 13:42

Безусловно, наглядное представление проблемы и причин, как источников этой проблемы, четкая формулировка этих причин — это уже больше чем полдела в решении данной проблемы. Полезная диаграмма.

Ответить

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вебинары безвозмездно 
(т.е. даром) !

Коллеги, подписка дает Вам возможность своевременно получать информацию о планируемых вебинарах.

  Предоставлено SendPulse

Последние записи блога

  • Факторы SWOT анализа относительны
  • SWOT: объект анализа
  • Цели SMART и цели FAST
  • Барьеры на пути реализации стратегии
  • Матрица ответственности на службе у Стратегического менеджмента
  • 5 правил повышения отдачи от затрат на обучение
  • Что надо для креативности / творчества в бизнесе?
  • Brainstorming — мозговой штурм
  • Россия 2025: от кадров к талантам
  • Стратегические приоритеты
  • Критическое мышление: инструкция по эксплуатации
  • Почему-Почему? Как-Как? Зачем-Зачем?
  • Логика и интуиция – два сапога пара и топают они вместе
  • Что такое Стратегическое мышление? Вы знаете?
  • Включайте в штат футорологов
  • SWOT — Люди большие, а ошибки тривиальные
  • Пять ключевых принципов стратегического планирования
  • Мироустройство и Вы
  • Анонс вебинаров второго семестра
  • Количественная оценка факторов в SWOT анализе
  • Ситуационный SWOT-анализ
  • SWOT-анализ есть, но анализа нет
  • Бесплатные вебинары в январе
  • Роль рационального стратегического анализа 
  • Природа сильных и слабых сторон компании
  • Ах ты доля моя доля — рыночная доля
  • Ситуация, тенденция, событие
  • SWOT. Внешние факторы, что это?
  • Эволюция бизнес-модели
  • Скачивай и получай удовольствие

Рубрики

  • Линейно - функциональная организационная структура 95 просмотров
  • Менеджмент единственное правильное определение 44 просмотра
  • Цепочка создания ценности 35 просмотров
  • Проектные организационные структуры 30 просмотров
  • Надежды юношей питают, отраду старым подают... 26 просмотров

Дополнительное и профессиональное образование и бизнес-обучение

Контакты

dekan@dekanblog.ru
Email
Facebook
Google+
YouTube
Skype
Книга — Реализация стратегииО сайтеЗаписи блогаВебинарыБиблиотекаКарта сайта
© Dekanblog 2009-2019