db_310x90
  • Курсы
    • Про SWOT
    • История и достоинства SWOT
    • Виды SWOT
    • SWOT pro
  • Книги
    • Как реализовать стратегию
    • Статьи, публикации
  • О сайте
    • Об авторе
  • Записи блога
    • Стратегический менеджмент
    • Советы на перемене
    • Гимнастика (ума)
    • Маркетинг
    • Менеджмент
    • Программа МВА
  • Вебинары
    • Вебинары 2014
    • Вебинары 2015
    • Вебинары 2016
    • Вебинары 2017
    • Вебинары 2018
    • Вебинары 2019
    • Вебинары 2020
    • Tip box
  • Библиотека
  • Карта сайта

МВА, иллюзии и реальность

21 марта 2010adminПрограмма МВА3 комментария

Вручение диплома МВА для многих слушателей становится знаковым событием. Диплом можно показать работодателю, престижно сделать соответствующую запись в резюме, в конце концов, повесить на стенку. Законное присвоение степени порождает у бывшего слушателя массу положительных эмоций и заслуженную гордость. Это понятно и естественно. Не так много менеджеров, которые могут похвастаться подобным дипломом.

Однако получение диплома, в ряде случаев, порождает излишние иллюзии. Новоиспеченному мастеру делового администрирования кажется, что он может все. Разработать стратегию для своей компании – пожалуйста. Мы это делали и ни один раз. Построить карту сбалансированных показателей – пожалуйста. Мы это делали и ни один раз. Есть ощущение, что среди задач современного предприятия нет таких, которые бы поставили выпускника МВА в тупик. Но, данное всемогущество иллюзорно.

Прежде всего, учебный процесс построен так, что слушателям предлагается стандартная программа, не учитывающая личностных особенностей и особенностей бизнеса, в котором работает слушатель. Образовательный стандарт не вреден, но, как и любой стандарт, рассчитан на массовое использование. Если все менеджеры говорят на одном языке, оперируют одними и теми же понятиями, в равной степени владеют набором методов и шаблонов, то это благо. Но есть и вторая сторона медали – обладатели степени МВА разные, организации, в которых они работают, разные, люди, с которыми они работаю разные. Другими словами, образовательная программа, образно говоря, учит работать в  черно-белом  мире, в то время как реальный мир пестрый.   Далеко не всегда удается научить приспосабливаться к этому миру.

Особенно хочу отметить  следующее, в процессе обучения слушатели изучают ту или иную функцию бизнеса, находясь в контакте со своими сокурсниками. Выполняют кейсы, обсуждают проблемы в группе. Это очень хорошо, но группа состоит из избранных, людей, которые хотят и могут освоить программу МВА. Умения и навыки, которые при этом отрабатываются, пригодны именно для такой аудитории.  После завершения обучения слушатель остается один на один со своими товарищами по работе, которые «университетов не кончали». Это совершенно другая среда, в которой потенциал бывшего слушателя  может и не реализоваться.

Отсутствие учета этих и других  реальностей порождают иллюзии, иллюзии — излишние амбиции.  Не реализованные амбиции порождают депрессию и неверие в программу МВА.

Должен отметить, что диплом свидетельствует  о том, что слушатель  успешно прошел обучение и только об этом. А вот стать менеджером может только он сам. Обычно, в качестве напутствия обладателям МВА я использую фразу из песни   «Конец пути, начало всех начал…». Получить степень МВА, это только начало становления менеджера.

В этой связи хочу попросить бывших выпускников и нынешних слушателей программы высказаться на эту тему. Иллюзии и реальность МВА, как Вы их видите?

Предыдущая запись GMC(10) – 6.Полуфинал, старт Следующая запись Надежды юношей питают, отраду старым подают…

3 комментария. Оставить новый

Василий Лучинкин
26 марта 2010 10:44

я, начав свое дело, остро ощутил нехватку знаний. Поэтому и принял решение пойти получать образование МВА, диплом — да, хорошо, но, например, первый у меня никто ни разу не спросил, всем достаточно было общения. Поэтому если есть боязнь быть не понятым — надо заниматься чем-то своим. Тогда и не придется «дрейфовать» после окончания образования и все знания, полученные в ходе обучения будут востребованы и реализованы.

Ответить
Пась Галина
23 марта 2010 11:26

Теоретические изыски и практическое применение всегда разнится именно в силу специфики объектов, в которых они используются. Проблема, мне кажется, несколько шире. Сейчас стало модным (!) иметь в составе менеджеров предприятии сотрудников с дипломом МВА – это поднимает престиж фирмы. Плохо, когда этим все и ограничивается. Например, акционеры предприятия принимают решение о внедрение на предприятии проектного подхода (управление проектами). Они «выбирают» менеджера, который будет этим заниматься, и отправляют его учиться МВА. Пока все логично. Этот менеджер на протяжении всей учебы только и занимается тем, что «примеряет» полученные теоретические (стандартизированные) знания на реальную деятельность своего предприятия. При этом он как никто другой владеет знаниями специфики работы этого предприятия. И он знает, что его задача не столько получить диплом МВА, сколько на основе новых знаний внедрить в деятельность предприятия проектный подход к управлению – ведь в этом цель, объявленная акционерами. Но что получается потом? Диплом получен, программа внедрения проектного подхода к управлению детально разработана, все нюансы деятельности предприятия учтены. Менеджер гордый и счастливый передает руководству предприятия свою разработку, берет на себя всю ответственность за внедрение ее в жизнь и …оказывается «за бортом». Потому, что на самом деле руководство предприятия ничего менять не хочет. А объявленная когда-то цель – внедрение проектного подхода – это просто модный лозунг, не более того. И вот тут начинаются основные проблемы. Как этому менеджеру дальше работать на этом предприятии, зная и умея сделать эту работу гораздо более эффективной, но делать все «по-старому»? …Амбиции ли это? Да, если знания чисто теоретические (стандартизированные) и их внедрение в деятельность предприятия своего рода эксперимент. Нет, если это не просто знания, а детально разработанная программа конкретно для данного предприятия, с учетом всех особенностей его работы. Дипломатия тут мало поможет. К сожалению. Мне кажется, что до тех пор, пока знания МВА будут отсутствовать у «верхнего» руководства, «низы», владея этими знаниями, только намучаются. Начинать надо с «головы». И многим предприятиям пора бы все-таки начать работать по-новому, а не только лозунги кидать.

Ответить
Петр
22 марта 2010 09:51

О! Эта тема большая, как жизнь! 🙂
Затрону только один из ее аспектов — выпускник МВА и компания с устоявшимися традициями.
Такие компании в России еще существуют. Они проплыли через все реформы практически их не заметив. При этом на прибыльности и доле рынка таких компаний все шторма последних двадцати лет вообще никак не сказались. Но как ни крути, новые технологии управления внедрять приходится. Совет директоров требует. Так появляются в таких Компаниях выпускники МВА. Специфика применения знаний вытекает из написанного выше. Главное — ничего не сломать и никого не задеть. Но при этом совершенно нормально получается внедрять и современное бюджетирование, и проектный менеджмент, и управление по целям и многое другое. Важно делать это очень дипломатично и использовать как можно меньше иностранных слов.

Ответить

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вебинары безвозмездно 
(т.е. даром) !

Коллеги, подписка дает Вам возможность своевременно получать информацию о планируемых вебинарах.

  Предоставлено SendPulse

Последние записи блога

  • Еще раз о мотивации
  • Что объединяет стратегическое управление и Деда Мороза
  • Балансировка стимулирования и мотивации
  • Стимулирование личности или группы?
  • Секреты стимулирования инженеров и менеджеров всех мастей
  • 6 способов создании среды, в которой рождается самомотивация
  • Не читайте публикации о системе и способах мотивации
  • Творческие люди в нашей буче, боевой кипучей
  • Миф о простоте и доступности SWOT
  • Знания Умения Навыки и Способности
  • Кризис COVID-19 − частный случай комплексных изменений
  • Короновирус шагает по планете. Что делать
  • SWOT SWOT-у рознь
  • Достоинства и ограничения SWOT-анализа
  • Что делать? Адаптация к климатическим изменениям
  • Принятие управленческих решений
  • Новые навыки в период промышленной революции
  • Факторы SWOT анализа относительны
  • SWOT: объект анализа
  • Цели SMART и цели FAST
  • Барьеры на пути реализации стратегии
  • Матрица ответственности на службе у Стратегического менеджмента
  • 5 правил повышения отдачи от затрат на обучение
  • Что надо для креативности / творчества в бизнесе?
  • Brainstorming — мозговой штурм
  • Россия 2025: от кадров к талантам
  • Стратегические приоритеты
  • Критическое мышление: инструкция по эксплуатации
  • Почему-Почему? Как-Как? Зачем-Зачем?
  • Логика и интуиция – два сапога пара и топают они вместе

Рубрики

  • Знания Умения Навыки и Способности 19 просмотров
  • Матричная организационная структура 10 просмотров
  • Менеджмент единственное правильное определение 9 просмотров
  • Надежды юношей питают, отраду старым подают… 9 просмотров
  • Матрица SPACE 8 просмотров

Дополнительное и профессиональное образование и бизнес-обучение

Контакты

dekan@dekanblog.ru
Email
Facebook
Google+
YouTube
Skype
КурсыКнигиО сайтеЗаписи блогаВебинарыБиблиотекаКарта сайта
© Dekanblog 2009-2019