db_310x90
  • Индивидуальное обучение
  • О сайте
    • Об авторе
  • Записи блога
    • SWOT
    • Стратегический менеджмент
    • Энциклопедия Стратегического менеджмента
    • Программа МВА
    • Советы на перемене
    • Гимнастика (ума)
    • Менеджмент
    • Маркетинг
  • Tip box
  • Карта сайта

Формула кризиса

1 февраля 2009adminКризис5 комментариев

Текущий кризис заставил задуматься над общими закономерностями возникновения кризисов. Отсюда и название Формула кризиса. Я не хочу обсуждать причины и особенности текущего мирового кризиса. Не потому, что это меня не волнует, а потому, что для такого обсуждения надо быть более осведомленным об экономических и политических особенностях текущего времени. Такая осведомленность у меня отсутствует, как следствие, само обсуждение и выводы будут носить дилетантский характер. Однако текущий кризис заставил задуматься над общими закономерностями возникновения кризисов.

Кризис может рассматриваться на различном уровне. На уровне личности (подобные кризисы изучаются психологами и психоаналитиками). На уровне группы или организации (прерогатива специалистов по управлению персоналом (HR), психологов). В конце концов, кризис возможен на уровне определенного товарного рынка или географического региона (удел маркетологов, экономистов). Не исключается кризис на уровне государства (подобные кризисы рассматриваются на уровне экономистов, политологов, политиков и населения). Кризис возможен в международном масштабе. В этом случае кризис становиться предметом рассмотрения, прежде всего, политиков, разного масштаба и экономистов. Однако, если вычленить отраслевую специфику, то во всех перечисленных случаях есть много общего.

Выберем из словарей наиболее общие определения понятий, которые нам понадобятся при рассмотрении. Определения в каждой отдельной дисциплине значительно отличаются друг от друга, поскольку ориентированы, прежде всего, на объекты, изучаемые данной дисциплиной.

Наиболее общие понятия сводятся к следующему:

Кризис (от греч. krisis — решение, поворотный пункт, исход) — состояние, при котором существующие средства достижения целей становятся неадекватными.

Конфликт (от лат. conflictus — столкновение) — противоречие во взглядах и в отношениях, столкновение расходящихся, противоположных интересов, подходов.

Парадигма (от греч. paradeigma — пример, образец) — 1) ключевая идея, лежащая в основе построения концепции; 2) исходная позиция (понятие, модель) в постановке проблем, их объяснении и решении.

Реальность (лат. realis — вещественный, действительный) — все существующее в действительности.

При сопоставлении данных определений можно сделать вывод о том, что КРИЗИС это состояние, которое возникает при наличии противоречия (КОНФЛИКТА) между моделью восприятия реальности (ПАРАДИГМЫ) и собственно РЕАЛЬНОСТЬЮ.

Формально это можно записать следующим образом:

Формула кризиса

Это и есть формула кризиса. Из данной формулы можно вывести, по крайней мере, два следствия.

1.Кризисы были, есть и будут возникать с завидным постоянством. Объяснение простое: изменение РЕАЛЬНОСТИ происходит непрерывно, в то время как изменение ПАРАДИГМЫ (модели восприятия реальности) скачкообразный процесс. Я где то вычитал такие слова, что «ломка парадигмы — это революция».

2. Для устранения последствий кризиса есть очень простое средство – как можно чаще сопоставлять свое представление о реальности и пересматривать свою модель поведения, приближая её к реальности.

Практические советы, вытекающие из приведенных рассуждений до банальности просты:
Личность, даже если это ребенок, не должна жить в «коконе» защищенная от угроз внешнего мира, должна знать каков есть мир в реальности. В противном случае, однажды личность обнаружит, что реальный мир и мир в его «коконе» совсем иной. Очень часты случаи, когда эти открытия смертельны. Если использовать обычный язык менеджмента применительно к организации, то это будет выглядеть так: Регулярно проводить анализ внешней и внутренней среды организации и реализовывать мероприятия, направленные на приведение в соответствие организации новому состоянию окружающей среды.

Предыдущая запись Миссия – формальный атрибут или неотъемлемая часть стратегии? Вторая серия Следующая запись Ребята, давайте жить дружно!

5 комментариев. Оставить новый

Аноним
14 января 2010 21:15

[…] прочим.  Не знаю, может быть г-д Авен читал мой блог (см. Формула кризиса), может быть он и сам по себе человек умный, но как это […]

Ответить
Пась Галина
11 февраля 2009 11:07

Жизнь человека, жизнь общества, жизнь вселенной – все развивается по спирали. Каждый новый виток повторяет предыдущий но на более высоком уровне. Проблема в том, что на протяжение одного витка наше восприятие (парадигма) не меняется, не смотря на изменение ситуации, которое происходит вверх (а не по прямой) и постепенно – мы этого не замечаем. А часто – не хотим замечать, т.к. хочется стабильности. Поэтому, когда развитие доходит до следующего кольца спирали, восприятие находится еще на предыдущем витке. И наступает кризис. Нам приходится “перепрыгивать” в своем восприятии на новый виток. Порой такая ступенька оказывается слишком высокой. Что делать? Разбить виток на множество ступенек и идти по спирале по ступенькам. Т.е. как только жизнь становится стабильной – значит пора что-то менять. Это и есть развитие. Множество созданных маленьких кризисов (ступенек) может спасти от кризисов глобальных. Я Вас не утомила?

Ответить
Георгий Юленков
8 февраля 2009 22:16

В этом смысле мне кажется уместной аналогия с имунной системой организма человека. Когда ребёнок родился его имунный потенциал равен 0 и чем более стерильными являются условия его развития, тем фатальнее могут быть последствия столкновения с биологическими угрозами (вирусами, токсинами и бактериями). Эволюция по Дарвину и есть постепенное закрепление полезных свойств за организмами, способствующее выживанию вида путём его изменения. Но здесь мне кажется есть один парадокс: Те кто добивался фантастического успеха (Пётр Великий, Моцарт, Нобель, Эйнштейн, Форд, Гейтс и многие другие) зачастую не приспосабливались к реальности, а наоборот меняли её под самих себя! Как насчёт такой идеи “Если кризиса нет, то его нужно создать чтобы подняться ещё выше на гребне новой волны”?

Ответить
Пастухов Александр
5 февраля 2009 10:45

Так или иначе сопоставляя “реальностЬ” и “видимостЬ” мы рассматриваем причины кризиса.”Видимость” появляется тогда, когда нет возможности для качественного роста (экономики в целом, и как следствие бизнеса, в частности). Наверно ответ еще указывается в работах К.Маркса (о том,что является основой развития общества). Кризис как необходимое явление своейственно любой системе как капиталистической так и соцаилистической.Всмпоните, что говорят историки почему СССР не затронула “великая депрессия” – закрытость экономики.Но в СССР был вместо этого кризис 80-х – более сильный. То есть кризис соглашусь с Вами- неизбежность.
(К.Маркс выделял четыре фазы, последовательно сменяющие друг друга: кризис, депрессия, оживление, подъем.)

То есть вывод интересен – победить глобальный кризис сможет мировая революция.

Ответить
Дмитрий Брагин
1 февраля 2009 19:18

Согласен. Поздно начинать пить боржоми когда почки уже “отвалились”. Если все создано по образу и подобию человека, то бизнесу, как и человеку, необходима гигиена и диагностика здоровья. Как человеку так и бизнесу, чтобы оставаться в тонусе, необходимо прикладывать определенные усилия, а это как мы все знаем не просто… Очень много вредных соблазнов!

Ответить

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вебинары безвозмездно 
(т.е. даром) !

Коллеги, подписка дает Вам возможность своевременно получать информацию о планируемых вебинарах.

  Предоставлено SendPulse

Последние записи блога

  • Футурологи предлагают 3 способа планирования будущего
  • Правда и ложь. 4 стратегии борьбы с постправдой
  • Есть у вашей компании конкурентное преимущество
  • Функциональная структура и дивизиональная структура
  • Контекст Вашего бизнеса. Методы оценки
  • Три вопроса в процессе принятия решений
  • Аббревиатуры SPOD, VUCA, BANI плюс PDCA и HADI
  • Тестирование знаний
  • Собственный бизнес. Главный вопрос
  • Стратегии развития и развивающиеся стратегии
  • Strategy. Стратегия – определение и ее суть
  • Ценности (Values, Core Values) компании
  • Миссия (mission) компании
  • Онлайн МВА против МВА очно
  • Почему стратегические цели не достигаются
  • Стратегические Намерения (миссия, видение, ценности)
  • Видение. Видение будущего
  • Стратегическое управление. Модель POSIES
  • Черный лебедь, черный слон, черная медуза, черная комната с черной кошкой
  • Практические занятия по проведению SWOT
  • ИМХО (субъективное мнение) и реальная действительность
  • SWOT против SOAR
  • Harvard Business Review Россия и SWOT
  • Еще раз о мотивации
  • Что объединяет стратегическое управление и Деда Мороза
  • Балансировка стимулирования и мотивации
  • Стимулирование личности или группы?
  • Секреты стимулирования инженеров и менеджеров всех мастей
  • 6 способов создании среды, в которой рождается самомотивация
  • Не читайте публикации о системе и способах мотивации
  • Творческие люди в нашей буче, боевой кипучей
  • Миф о простоте и доступности SWOT
  • Знания Умения Навыки и Способности
  • Кризис COVID-19 − частный случай комплексных изменений
  • Короновирус шагает по планете. Что делать

Рубрики

Дополнительное и профессиональное образование и бизнес-обучение

Контакты

dekan@dekanblog.ru
Email
Facebook
Google+
YouTube
Skype
Индивидуальное обучениеО сайтеЗаписи блогаTip boxКарта сайта
© Dekanblog 2009-2022