Над SWOT-анализом издеваются все, кому не лень. Эта болезнь уже в RU Center! От них я этого не ожидал. 7 апреля 2023 была опубликована статья. SWOT-анализ: как найти слабые места своего бизнеса [1]. Название «за здравие», а потом, «за упокой». Я мог бы написать им комментарий, но комментирование закрыто. Поэтому отвечаю прилюдно.
Что не так со SWOT-анализом
В статье указано, что SWOT — это аббревиатура, образованная от сокращения слов:
- S (strengths) — сильные стороны — преимущества бизнеса. Они помогают компании увеличить прибыль и чувствовать уверенность в конкурентной борьбе.
- W (weaknesses) — слабые стороны — недостатки компании. Из-за них бизнес проигрывает конкурентам.
- O (opportunities) — возможности — перспективы бизнеса, которые могут улучшить положение компании на рынке.
- T (threats) — угрозы — потенциальная опасность, которая может негативно повлиять на бизнес.
Все правильно, кроме одного: O (opportunities) и T (threats), это благоприятные и не благоприятные внешние факторы, по отношению к компании, которые предоставляют возможности или несут угрозы. O (opportunities) — возможности, это не перспективы бизнеса Вашего бизнеса, а события, явления, тенденции, которые имеют место во внешней среде и создают для компании возможности. SWOT. Не поленитесь, прочитайте тут: Внешние факторы, что это? [2]. Для тех, кто поленился, излагаю подробности.
Что такое возможности
В первом примере (кофейня) указано: Возможности
- Расширить меню: добавить больше выпечки, кофе в зернах и дрип-пакетах, снеки.
- Организовать доставку по ближайшему району и в бизнес-центры.
- Создать бонусную программу для покупателей.
Во втором примере (цветочная лавка) Возможности
- Добавить больше услуг для оформления свадеб и других мероприятий.
- Создать группы во «ВКонтакте» и продавать букеты там.
- Организовывать мастер-классы по созданию букетов.
- Создать программу лояльности для постоянных клиентов.
В третьем примере (рекламное агентство) Возможности
- Расширить услуги и добавить разработку цифровой рекламы.
- Проводить семинары и конференции для клиентов.
- Организовать обучение для начинающих специалистов.
- Создать программы лояльности для постоянных клиентов.
Большого ума не надо, чтобы понять, что все эти фразы отвечают на вопрос что я хочу, могу или имею намерения сделать. Это не верный подход. Возможности, это не то, что я могу, хочу или намерен сделать, а то, что создает эту или другую возможность. По этому поводу анекдот.
В Зоопарке женщина ходит вокруг вольера со слоном. Восхищается какой он большой и сильный. На заборе висит листочек с информацией. На нем написано, что слона зовут Так-то, ему столько-то лет. И далее, указан его дневной рацион, с неимоверными для человека количеством сена, овощей, хлеба. Удивившись этому, женщина спрашивает у уборщика, которые в это время находился в вольере: «Уважаемый, скажите пожалуйста, это он все съест»? Уборщик отвечает: «Съест, то он съест, да кто ж ему даст».
Так и тут. Авторы SWOT-анализа считают возможностью «Проводить семинары и конференции для клиентов». Это не внешний фактор, это «хотелки». А нужны ли они? Если нужны, то кому. Именно это внешний фактор.
Что еще не понравилось
Автор пишет: «Не требует особых навыков. Чтобы провести SWOT-анализ, предпринимателю или сотруднику компании не требуются специальные знания и навыки. Этот метод использует базовые принципы.»
Шапкозакидательство. По крайне мере эти базовые принципы надо знать и понимать. Читайте тут: Миф о простоте и доступности SWOT [3].
Чего в данной статье нет вообще
SWOT предусматривает выявление благоприятных и не благоприятных факторов внутри компании и вне ее (внешняя среда). А затем сопоставление внутренних и внешних факторов. В результате такого сопоставления формулируются так называемые стратегии, если хотите мероприятия, отвечающие на вопрос : «Что надо сделать». Это даже не упомянуто.
Что мне понравилось
Автор пишет. Если вы не уверены в том, как правильно интерпретировать и использовать результаты SWOT-анализа, обратитесь к экспертам в области стратегического планирования или бизнес-консультантам. Это правильно. Рекомендую автору пройти небольшой ликбез. Рекомендую зайти на курс «Про SWOT [4]», обязуюсь представить бесплатный вход.
Коллеги, Ну почему так безграмотен Интернет?
_______________________
[1] https://www.nic.ru/info/blog/swot/
[2] https://www.dekanblog.ru/2016/10/swot/swot-vneshnie-faktory-chto-eto
[3] https://www.dekanblog.ru/2020/06/strategicheskii-menegement/analiz/mif-o-prostote-i-dostupnosti-swot
5 комментариев. Оставить новый
Спасибо за полезную информацию.
Благодарю за полезную информацию!
Толковый и полезный разбор. Кратко и убедительно. Благодарю.
Беда в том, что это не единственный пример. См. например, тут Люди большие, а …
Думаю что дело в том что в интервенте сейчас “каждый первый эксперт”. Но как говорится спрос формирует предложение – людям же комфортно сознавать что все просто и весь анализ это просто написать свои “хотелки” в клетки матрицы и потом говорить что мы провели анализ и вот). Поэтому на мой взгляд критичность мышления сейчас становится первичной компетенцией чтобы во всем этом объеме “экспертной” информации найти реально нужные и правильные вещи. Хотя должен признаться что во многих компаниях с которыми я сталкивался swot анализ является разделом бизнес плана (думаю тоже скорее как некая дань “моде”) и там качество его проработки примерно такое же как Вы указали в примере.