В Книге Остервальдер, А., «Построение бизнес-модели» изложен наиболее удобный подход, разработки и анализа бизнес-моделей. В нескольких публикациях будет изложен порядок разработки бизнес модели, но вначале общее знакомство с шаблоном бизнес модели.
Остервальдер и его модель
Модель представляет собой визуальную диаграмму с различными элементами, описывающими ценностное предложение организации, ее инфраструктуру, рынок и финансы. Эту диаграмму часто называют «канвой» или «холстом». Цель модели состоит в том, чтобы помочь фирмам согласовать свою деятельность посредством иллюстрации потенциальных компромиссов.
Модель состоит из девяти строительных блоков (рисунок 1).
Рисунок 1. Холст / Канва бизнес-модели [1]
Ценностное предложение бизнеса. Ценностное предложение относится к продукту или услуге, которую фирма намеревается предложить своим клиентам для удовлетворения их потребностей. Он уникален для организации, поскольку выделяет ее среди конкурентов. Описание может быть качественным, описывающим предполагаемый результат и опыт клиента, или количественным, описывающим эффективность и цену (рисунок 2).
Рисунок 2. Элемент модели ценностное предложение [2]
Инфраструктура. Инфраструктура организации, показанная в левой части холста (рисунок 2), состоит из трех ключевых элементов:
- Ключевые действия, которые генерируют ценностное предложение. Как производим, как продаем, как решаем проблему клиента, как поддерживаем.
- Ключевые ресурсы (финансовые, людские, интеллектуальные, физические), которые компания использует для создания ценности для своих клиентов
- Поставщики, Альянсы или ключевые партнерские сети и то, что мотивирует их быть частью бизнес-модели. Что для нас они делают? Что мы для них делаем?
В совокупности они описывают то, как компания реализует ценностное предложение (рисунок 3).
Рисунок 3. Элементы инфраструктуры модели
Под тремя элементами инфраструктуры, в нижней части холста размещаются:
Структура затрат. В разделе «Структура затрат» описываются все денежные затраты, которые несет бизнес при работе в соответствии с моделью. Это могут быть фиксированные затраты, понесенные для выплаты заработной платы сотрудникам и арендной платы за помещение, экономия за счет масштаба, переменные затраты и экономия за счет масштаба (рисунок 4).
Рисунок 4. Элемент модели структура затрат
Клиенты. В правой части холста модель анализирует три аспекта клиентов компании. Они включают:
- Сегменты клиентов разбивают весь рынок, чтобы помочь определить и более конкретно описать его целевых клиентов.
- Каналы доставки соединяют потребительский сегмент с ценностным предложением. Например, организация может приносить пользу своим клиентам, используя собственные каналы, крупных дистрибьюторов или и то, и другое. Возможно, клиенты получают доступ к нему в Интернете, может быть, они посещают магазин.
- Тип отношений между бизнесом и его клиентами. Например, транзакционные, долгосрочные, самообслуживание, совместное творчество и т. д.
В совокупности они описывают, как клиент ожидает получить доступ к ценностному предложению (рисунок 5).
Рисунок 5. Элементы модели, связанные с клиентом
Под тремя элементами клиента в нижней части холста детализируются потоки доходов. Это последний из девяти компонентов канвы бизнес-модели. Он описывает, как компания зарабатывает деньги на своем целевом рынке. Например, предприятия могут получать доход за счет продажи физического продукта, продажи непрерывных услуг в форме подписки, аренды или лизинга таких активов, как автомобиль, лицензирования или взимания платы за рекламу продуктов (рисунок 6).
Рисунок 6. Элемент модели доходы
Кто может использовать канву бизнес-модели?
Шаблон бизнес-модели может использоваться как стартапами, так и существующими предприятиями, в том числе крупными корпорациями. С небольшой адаптацией идей некоммерческие и социальные предприятия также могут использовать холст.
Холст легко нарисовать на доске или большом листе бумаги, и вы можете использовать стикеры, чтобы добавлять идеи или детали к каждому блоку.
Следует предупредить, что построение бизнес модели готовится не на выставку, поэтому описание должно носить конкретный характер. Не следует описывать желаемое состояние.
Осознавая, что одна из самых сложных частей, которую нужно правильно отобразить на холсте, является ценностное предложение, Остервальдер создал второй инструмент холста: Канва ценностного предложения. Но об этом в следующих публикациях.
Другой взгляд на бизнес модели см тут: Эволюция бизнес-модели И тут: Шаблон бизнес модели
______________________________________
[1] Остервальдер А. Построение бизнес-моделей: Настольная книга стратега и новатора / Александр Остервальдер, Ив Пинье; Пер. с англ. — М.: Альпина Паблишер, 2011. — 288 с.
[2] Тут и далее рисунки заимствованы из публикации: Value Proposition Canvas explained: how to match your services to customer needs. https://interaction.net.au/articles/value-proposition-canvas-explained/
2 комментария. Оставить новый
Познавательный материал, не сталкивался с таким. Спасибо.
Правильно я понял что структурирование бизнес модели вокруг УЦП таким образом позволяет нам выстроить дальнейшую стратегию, конкретные действия
Павел,
Не стратегию, стратегия это общая концепция. А БМ, это модель работы по реализации стратегии