Создание новых товаров и рынков насущная потребность настоящего времени. Но как создавать? Один из подходов опубликован в журнале Massachusetts Institute of Technology в конце прошлого года. В статье рассматривается Шаблон бизнес модели. Сама статья называется «How to Identify New Business Models». Не скажу, что меня она произвела неизгладимое впечатление, но, тем не менее, интересно. Особенно в связи с более ранней публикацией «Нешаблонное мышление». Возможно, этот подход кому-то приглянется и будет использован.
Шаблон бизнес модели и мысленные эксперименты с ним
Под бизнес моделью авторы рассматривают концептуальное понимание аспектов подхода компании к разработке выгодных предложений и доведение его до своих целевых клиентов. В частности, к этим аспектам относят ответы на вопросы:
• Кто является целевым клиентом?
• Какие потребности у заказчика?
• Какое предложение формулируются для решения потребностей клиента?
• Как поступает клиент, получив предложение?
• Как формируется прибыль?
В любой компании, работающая бизнес-модель включает фиксированные ответы на эти вопросы и на этой основе ведут бизнес. Авторы предлагают каждый из этих элементов рассматривать как переменные и проводить «мысленные эксперименты» по их изменениям. В процессе этих экспериментов формулируются гипотезы и выявляются новые возможности, как результат модификации бизнес-модели.
Первый шаг подобного бизнес-моделирования требует создать шаблон бизнес модели для рассмотрения возможных альтернативных ответов на перечисленные выше вопросы. Вопросы бизнес-модели, подразумевают ряд решений, каждое из которых имеет множество возможных исходов. В конечном итоге выбор различных комбинаций создает возможные результаты. Упрощенное представление такого шаблона ниже.
В качестве примера рассматривается, каким образом авиакомпания может использовать шаблон для создания альтернативных бизнес-моделей. В настоящее время авиакомпания обслуживает ряд клиентов по определенной, базовой модели. Например, независимо от цели перелета (в отпуск с семьей, путешествие по делам или реагирование на чрезвычайные ситуации), авиакомпании используют стандартную модель оплаты за место с которым мы все знакомы. Существуют лишь незначительные уровни подстройки, например, большое кресло и приоритет для тех, кто платит за них, но основа модели одинакова для всех. Для изучения возможности инноваций, авиакомпании могли бы начать с выбора определенной группы клиентов, а затем исследовать другие возможные варианты, по сравнению с текущей моделью. Подробности на рисунке.
Разработка элементов бизнес-модели, а затем и исследование различных их комбинаций — быстрый и надежный способ изучения возможности модификации модели. Этот процесс может быть применен, например, чтобы проверить комбинации, которые распространены в других отраслях промышленности. Но главное в том, что предлагаемый процесс может раскрыть возможности, которые более полно удовлетворяют потребности клиента, чем любой из текущих конкурентов.
Возможности модификации модели не безграничны. При проработке возможных комбинаций переменных, становится ясно, что некоторые из них по своей природе взаимосвязаны. Кроме того ограничивают возможные комбинации миссия, стратегия компании и пристрастия собственников. Подобные ситуации резко сокращают число вариантов, которые должны быть изучены.
По сути, это основное, выжимка из статьи. Надеюсь, что шаблон бизнес модели понятен и идея моделирования понятна. Комментарии приветствуются.