PEST анализ

В рамках курса по Стратегическому менеджменту слушателям предлагается один из наиболее распространенных инструментов анализа внешней среды – PEST(LE). Напомню, что суть анализа заключается в выявлении влияния различных факторов на стратегию компании.

PEST достаточно распространенный метод анализа. Его описание можно найти не только в специализированной литературе но и учебной. Однако в практической деятельности возникают трудности использования метода на каждом шагу. В частности, проблемы начинаются с формы представления информации. Как правило, используют словесное описание факторов и их влияния. Иногда используют различные условные обозначения. В этой части мне понравилась методика, предложенная консультационной фирмой из Ливерпуля Renewal Associates’. Ссылку на данную работу мне переслала слушательница Татьяна Новикова. Она же прислала PEST анализ одной из фирм, выполненный в качестве учебного задания. При этом использовалась методика формализации результатов анализа Renewal Associates’. Поскольку формат блога не позволяет мне выложить её работу полностью, то работу можно скачать по данной ссылке>> Тут же я привожу только шаблон (framework).

PEST

*) — влияет в настоящее время и, скорее всего, закончит влиять (в течение 6-12 месяцев)- N
— влияет сейчас и продолжит свое влияние (более 6-12 яцев) — N\F
— сейчас не влияет, но будет иметь значение в будущем (после 6-12 месяцев) — F
— кратковременно влияет — I
**)
— положительно влияет      +
— отрицательно влияет                —
***) — влияет и увеличивает влияние       >
— влияет с постоянной значимостью        =
— влияет, но уменьшает влияние                <
****)
CRITICAL: факторы, которые угрожают существованию компании, либо требуют серьезного пересмотра миссии компании и ее целей
VERY IMPORTANT: факторы, которые наиболее вероятно вызывают изменения в деятельности компании, ее операционной структуре, внешних взаимоотношениях, правилах и установках (штат, юридический статус, владения), но без изменения основных целей и миссии компании
IMPORTANT: факторы, которые влекут некоторые (ограниченные) изменения в деятельности и структуре компании
SIGNIFICANT: факторы, влияющие на деятельность компании, но без значимых изменений в ее организационной структуре
UNIMPORTANT: факторы, не оказывающие значительного влияния на компанию

Использование такой формы позволяет весь анализ изложить на одной — двух страницах. Есть вопросы?

If you enjoyed this post, please consider to leave a comment or subscribe to the feed and get future articles delivered to your feed reader.

10 Comments

  • марго:

    отличная форма pest! спасибо

  • Александр:

    Алексей Васильевич, насущно привести несколько примеров из разных отраслей. Нам проще будет ориентироваться.
    С уважением

  • Сергей Борисович:

    Татьяна, спасибо. Я понял, что трудозатраты возрастут в любом случае, но преимущества документооброта косвенные. Так сказать, условный экономический эффект, который проявляется не прямо, а через повышение эффективности всего бизнес процесса.

  • Татьяна:

    Дело в том, что такие последствия (увеличение трудозатрат) не универсальны,
    а характерны именно для анализируемого — экспедиционного бизнеса,
    поскольку заполнение и оформление бумажных носителей (ТИР, СМР) никто
    не отменял (и в ближайшие 20 лет они не будут отменены точно). Вот и
    выходит, что даже когда электронная система будет окончательно
    отлажена (и сотрудникам не придется по нескольку раз, из-за
    «зависания» системы заполнять форму на компьютере), объем выполняемой
    работы на единицу продукции (в нашем случае — оформление документации
    на единицу груза) в любом случае увеличивается. Плюс увеличивается
    время, затраченное сотрудниками на таможне — поскольку таможенный
    офицер должен как и прежде сделать все необходимые пометки в бумажных
    носителях и в дополнение — внести отметки в электронную форму.

    Ну а повышение требований к квалификации сотрудников при введении
    электронного документооборота — это как раз универсальное для всех
    сфер бизнеса влияние (становятся обязательными навыки работы с
    компьютером и беглый набор текста)

  • Сергей Борисович:

    Форма интересная, но неясность все таки есть. Не могли бы Вы выложить другой пример исползоваия данной формы. PEST Т.Новиковой не очень наглядный. Возможно я не знаю специфики бизнеса.
    Еще вопрос. У Т.Новиковой указано, что введение электронного документооборота приводит к увеличению трудозатрат и повышению к требований к квалификации сотрудников. У нас идет этот процесс, но консультанты утверждают, что трудозатраты упадут. Не вводят ли нас заблуждение?
    С уважением

  • admin:

    Иван, спасибо. Уже все работает.

  • Иван:

    Алексей Васильевич, не работают ссылки. Иван Булыгин

  • Оставьте комментарий (Leave Comment)