PEST анализ. В рамках курса по Стратегическому менеджменту слушателям предлагается один из наиболее распространенных инструментов анализа внешней среды – PEST анализ. Напомню, что суть анализа заключается в выявлении влияния различных факторов на стратегию компании.
Шаблон PEST
PEST достаточно распространенный метод анализа. Его описание можно найти не только в специализированной литературе но и учебной. Однако в практической деятельности возникают трудности использования метода на каждом шагу. В частности, проблемы начинаются с формы представления информации. Как правило, используют словесное описание факторов и их влияния. Иногда используют различные условные обозначения. В этой части мне понравилась методика, предложенная консультационной фирмой из Ливерпуля Renewal Associates’. Ссылку на данную работу мне переслала слушательница Татьяна Новикова. Она же прислала PEST анализ одной из фирм, выполненный в качестве учебного задания. При этом использовалась методика формализации результатов анализа Renewal Associates’. Поскольку формат блога не позволяет мне выложить её работу полностью, то работу можно скачать по данной ссылке>> Тут же я привожу только шаблон (framework).
*) — влияет в настоящее время и, скорее всего, закончит влиять (в течение 6-12 месяцев)- N
— влияет сейчас и продолжит свое влияние (более 6-12 яцев) — N\F
— сейчас не влияет, но будет иметь значение в будущем (после 6-12 месяцев) — F
— кратковременно влияет — I
**) — положительно влияет +
— отрицательно влияет —
***) — влияет и увеличивает влияние >
— влияет с постоянной значимостью =
— влияет, но уменьшает влияние <
****) — CRITICAL: факторы, которые угрожают существованию компании, либо требуют серьезного пересмотра миссии компании и ее целей
— VERY IMPORTANT: факторы, которые наиболее вероятно вызывают изменения в деятельности компании, ее операционной структуре, внешних взаимоотношениях, правилах и установках (штат, юридический статус, владения), но без изменения основных целей и миссии компании
— IMPORTANT: факторы, которые влекут некоторые (ограниченные) изменения в деятельности и структуре компании
— SIGNIFICANT: факторы, влияющие на деятельность компании, но без значимых изменений в ее организационной структуре
— UNIMPORTANT: факторы, не оказывающие значительного влияния на компанию
PEST анализ, при использовании такой формы позволяет весь анализ изложить на одной — двух страницах. Есть вопросы?
10 комментариев. Оставить новый
Скажите пожалуйста,
Обязательно в вкр делать такои пест анализ?
Или приемлем такой? :
http://powerbranding.ru/biznes-analiz/pest/example/
С описанием факторов и мер по использованию факторов?
Максим, используйте все, что угодно. Главное, что бы все факторы были реальными, конкретными и не надуманными. Поэтому надо обязательно:
Кроме того, на Рис.4 Пример оценки реальной значимости PEST — факторов на этом сайте есть ошибка. Столбец 2 представляет оценку важности фактора для отрасли (т.е. вес фактора), который выставляется в диапазоне от 0 до 1. Иначе получается глупость.
[…] цели широко распространены такие методы анализа как PEST(LE) анализ и анализ движущих сил конкуренции Портера. Некоторые […]
отличная форма pest! спасибо
Алексей Васильевич, насущно привести несколько примеров из разных отраслей. Нам проще будет ориентироваться.
С уважением
Татьяна, спасибо. Я понял, что трудозатраты возрастут в любом случае, но преимущества документооброта косвенные. Так сказать, условный экономический эффект, который проявляется не прямо, а через повышение эффективности всего бизнес процесса.
Дело в том, что такие последствия (увеличение трудозатрат) не универсальны,
а характерны именно для анализируемого — экспедиционного бизнеса,
поскольку заполнение и оформление бумажных носителей (ТИР, СМР) никто
не отменял (и в ближайшие 20 лет они не будут отменены точно). Вот и
выходит, что даже когда электронная система будет окончательно
отлажена (и сотрудникам не придется по нескольку раз, из-за
«зависания» системы заполнять форму на компьютере), объем выполняемой
работы на единицу продукции (в нашем случае — оформление документации
на единицу груза) в любом случае увеличивается. Плюс увеличивается
время, затраченное сотрудниками на таможне — поскольку таможенный
офицер должен как и прежде сделать все необходимые пометки в бумажных
носителях и в дополнение — внести отметки в электронную форму.
Ну а повышение требований к квалификации сотрудников при введении
электронного документооборота — это как раз универсальное для всех
сфер бизнеса влияние (становятся обязательными навыки работы с
компьютером и беглый набор текста)
Форма интересная, но неясность все таки есть. Не могли бы Вы выложить другой пример исползоваия данной формы. PEST Т.Новиковой не очень наглядный. Возможно я не знаю специфики бизнеса.
Еще вопрос. У Т.Новиковой указано, что введение электронного документооборота приводит к увеличению трудозатрат и повышению к требований к квалификации сотрудников. У нас идет этот процесс, но консультанты утверждают, что трудозатраты упадут. Не вводят ли нас заблуждение?
С уважением
Иван, спасибо. Уже все работает.
Алексей Васильевич, не работают ссылки. Иван Булыгин