db_310x90
  • Индивидуальное обучение
  • О сайте
    • Об авторе
  • Записи блога
    • SWOT
    • Стратегический менеджмент
    • Энциклопедия Стратегического менеджмента
    • Программа МВА
    • Советы на перемене
    • Гимнастика (ума)
    • Менеджмент
    • Маркетинг
  • Tip box
  • Карта сайта

Мышление и решение 2

14 мая 2014adminГимнастика (ума)3 комментария

Отсутствие информации заставило меня проявить творчество и «изобрести велосипед». Задавшись целью связать тип мышления и решение менеджеров, я изложил свое видение этого вопроса (см. Мышление и решение). Позже, я нашел иное мнение по этому вопросу (Creative Leadership. Skills That Drive Change). Попытаюсь его кратко изложить. Суть этого мнения в демонстрации взаимосвязи характера проблем и подходов к их решению (см. рисунок).

 2 Creative ProblemНа горизонтальной оси расположены реактивные и проактивные подходы к проблемам. Реактивный подход, это решение проблем, которые уже возникли и требуют изменения в существующей системе. Практивный подход к решению проблем, это подход к проведению изменений до того как что-то случилось.  Это, принятие решений, упреждающих возникновение проблем.

Вертикальная ось предлагает различную природу (характер) проблемы. Проблемы могут быть либо закрытыми или открытыми. В том смысле, что закрытые проблемы имеют, как правило,  стандартный метод для разрешения ситуации и одно правильное решение или ограниченный диапазон вариантов. Закрытые проблемы — алгоритмические проблемы. В отличие от этого, эвристические проблемы является открытыми. В этом случае отсутствует  очевидное решение.

Различные положения в этой системе координат позволяет выделить четыре ситуации:

Реактивные и проактивные подходы

Шаблонные проблемы — решения (алгоритмический, реактивный). При реакции на изменения, которые имеют известное решение, нет необходимости «изобретать велосипед», особенно когда существующие подходы работают отлично.  Прокол шины требует замены колеса на запаску и ничего другого.

Решения, упреждающие возникновение шаблонных проблем (алгоритмический, проактивный). Широкий круг вопросов типа «технического обслуживания» носят характер предотвращения проблем. Проблема не возникает или отодвигается на неопределенное время, если мы реализуем известное для этого случая упреждающее решение. Для защиты двигателя в автомобиле мы меняем масло в периоды, предусмотренные рекомендациями производителя.  По вопросам технического обслуживания мы просто должны сохранять бдительность и в нужное время реализовать известные процедуры, доказавшие свою эффективность в прошлом.

Как в первом, так и во втором случае, если мы не знаем шаблонные реактивные или проактивные меры, то мы можем найти соответствующие  сведения из надежного источника.

Затруднения (эвристический, реактивная). Иногда возникают проблемы, для которых у нас нет готового ответа, более того, эти ответы не могут быть найдены в надежных источниках. Именно в этом случае проявляется творческое  мышление, которое помогает  нам создать новый путь решения.

Возможности (эвристический, проактивная). С любыми изменениями приходят и  возможности. Не все проблемы являются проблемами, т.е. сулящими что-то отрицательное, в большинстве случаев проблема предоставляет и будущие возможности. В том случае также творческое  мышление поможет создать путь использования возможностей.

Столкновение с затруднениями или возможностями служит катализатором к творческому мышлению. В случае затруднений, отсутствие решений может привести к катастрофической ситуации и проблема не может быть проигнорирована. В случае возможности, отсутствие решения означает упущенную выгоду.

Таким образом, творческое мышление не требуется, когда известен метод и решение, независимо от того, является ли проблема реактивной или проактивной (то есть, нижняя часть матрицы). Добавлю от себя, такие решения в классическом Менеджменте называются «запрограммированными» или штатными. Творческое мышление требуется когда решения «не запрограммированные» или не штатные.

Квадранты матрицы не изолированы. Ситуации могут сдвигаться и разворачиваться, перемещая проблему с одного квадранта в другой. Например, известное штатное решение может не устраивать нас по стоимости, времени или качеству. В этом случае мы отвергаем известный шаблон и ищем новое решение. Это можно сделать, привлекая творческое мышление.

Помимо самой матрицы и рассуждениях на её основе, авторы приводят определения таких ключевые понятий как:

  • Менеджмент: процесс, который фокусируется на использовании стандартных процедур для поддержания текущей ситуации.
  • Креативный менеджмент: процесс, в котором руководитель применяет творческое мышление и развивает оригинальные решения, которые позволяют сохранить текущий уровень производительности.
  • Креативное лидерство: процесс, в котором руководитель сознательно привлекает свое воображение, чтобы определить новые цели и направить свою группу на её достижение.

В заключении отмечу, предложенная матрица наглядна, понятна и приемлема. Во всяком случае не расходится с практикой связки Мышление и решение. А вот в части определений различных видов менеджмента авторы в погоне за «научностью» перегнули. Человек никогда не думает только одной половиной мозга и любое принятие решений включает элемент творчества, даже если это запрограммированное решение.

Интересно, а Вы как думаете?

Метки: личная эффективность
Предыдущая запись Выявление сильных сторон. Ошибки SWOT Следующая запись Феномен мышления. Низя − льзя

3 комментария. Оставить новый

Олег Новгородский
15 мая 2014 16:10

Попалось высказывание, которое мне показалось в тему:
«Есть «теория кофеен», согласно которой все серьезные открытия случаются не от озарения, а в определенной среде. Качественные прорывы происходят там, где идет обмен мнениями, где напитываешься энергией, и тогда количество переходит в качество»…
http://www.e-xecutive.ru/knowledge/russiantoplist/1907584/

Ответить
admin
15 мая 2014 20:44

Верно в том смысле, что для озарения необходима определенная среда. См. тут: Компонентная теория творчества [Teresa M. Amabile]

Ответить
Vladislav
15 мая 2014 08:33

Общее вопрос — размышление, здесь в примере мы видим менеджера, с поставленной задачей и предоставленными ресурсами, т.е. пространством для управления — организации.
Типичные же российские реалии — тогда когда менеджер, находясь в иерархии не получает от вышестоящего менеджера сигналов и определенного объема ресурсов, т.е. вышестоящий менеджер — явно видимо находится в самом шаблоном квадранте, тогда как нижестоящей — фонтанирует креативом…. но зажат рамками шаблона, т.е. как мне кажется не хватает еще вертикали — соотношения типов мышления менеджера и подчиненного

Ответить

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читаем вместе хорошую литературу

Загрузка

Последние записи блога

  • Маркетологи уже более 30 лет используют дизайн-мышление
  • Мысли масштабно
  • Законы Мерфи. Работа требует больше времени, чем планируется
  • Зумеры или поколение Z
  • Опасность для естественного интеллекта от массового прихода ИИ
  • Портфельный анализ, матрица BCG
  • Как изменится спрос на Soft skills  или мягкие навыки будущего?
  • Как издеваются над SWOT-анализом
  • Пример  SWOT-анализа АО «Связьру»
  • Творческий процесс есть, а творческого мышления нет
  • Глупость и дурость. Предисловие к книге Интеллектуальные инвалиды
  • Как провести сопоставление в SWOT-анализе. SWOT оптом и в розницу
  • Анализ стейкхолдеров на работе и дома
  • Многокритериальный  метод принятия управленческих решений
  • Вопросы 5W1H или метод Киплинга
  • Квадрат Декарта как способ принятия решений
  • Только для женщин
  • Особые свойства памяти человека. Случай из практики
  • Два аспекта критического мышления
  • Ценностное предложение Остервальдера
  • Остервальдер, Построение бизнес модели
  • Способ принятия решений – Тетралемма
  • Стратеги и Стратегическое мышление
  • Топ-25 инструментов управления и тенденций на 2023 год
  • 9 способов улучшить память
  • Стратегический контроль в системе стратегического управления
  • Футурологи предлагают 3 способа планирования будущего
  • Правда и ложь. 4 стратегии борьбы с постправдой
  • Есть у вашей компании конкурентное преимущество
  • Функциональная структура и дивизиональная структура
  • Контекст Вашего бизнеса. Методы оценки
  • Три вопроса в процессе принятия решений
  • Аббревиатуры SPOD, VUCA, BANI плюс PDCA и HADI
  • Тестирование знаний
  • Собственный бизнес. Главный вопрос

Рубрики

Дополнительное и профессиональное образование и бизнес-обучение

Контакты

dekan@dekanblog.ru
Email
Facebook
Google+
YouTube
Skype
Индивидуальное обучениеО сайтеЗаписи блогаTip boxКарта сайта
© Dekanblog 2009-2023