db_310x90
  • Индивидуальное обучение
  • О сайте
    • Об авторе
  • Записи блога
    • SWOT
    • Стратегический менеджмент
    • Энциклопедия Стратегического менеджмента
    • Программа МВА
    • Советы на перемене
    • Гимнастика (ума)
    • Менеджмент
    • Маркетинг
  • Tip box
  • Карта сайта

Стратегического менеджмента в России нет (почти нет)

30 марта 2011adminСтратегический менеджмент10 комментариев

При общении со слушателями программы МВА создается впечатление, что отечественные предприятия давно освоили закоулки  стратегического менеджмента и гуляют по его просторам как у себя дома. Однако общение в качестве консультанта с руководителями предприятия МСБ (малый, средний бизнес) показывает обратное. Далеко не всегда, далеко не везде руководители действительно формулируют и формализуют стратегии своего предприятия. В течение года я работал с пятью предприятиями по разным вопросам, во всех случаях затрагивались вопросы стратегии и её реализации. Однако только в одном случае я могу утверждать, что директор знает и понимает о чем он говорит. Создалось впечатление (это не результат исследования, это мои ощущения) что руководители организации МСБ либо знать не знают и знать не хотят подходы современного стратегического менеджмента, либо внедряют бессистемно какие-то элементы стратегического менеджмента как панацею от всех бед, причем с использованием  административно-командного подхода. Что в результате – можете себе представить.

Каковы причины неприятия Стратегического менеджмента?

Причины понятны. Я где то вычитал, что переход России к рынку был не только стремительным, но и,  по большей части, эмпирическим, свободным от теоретических «излишеств». ТОП менеджмент, по крайней мере в МСБ, не подготовлен для работы в таких условиях. В результате имеем то, что имеем.

Ниже представлена эволюционная лестница развития систем планирования в мировой практике. Данную лестницу рисуют с теми или иными отличиями. Я использую подход, заимствованный у Г.Н.Константинова ( ГУ-ВШЭ).

этапы Стратегического менеджмента

Переходы между этапами имеют эволюционную природу и тесно связаны с готовностью компании к изменениям. Компания, не освоившая бюджетирование, в принципе не сможет внедрить у себя стратегический менеджмент. Это равносильно изучению высшей математики без знаний математики.

Предлагаю изучить данную «лестницу» и ответить на вопрос: Ваша компания на каком этапе? Когда Вашу компанию будут волновать вопросы Стратегического менеджмента или мышления? А может быть я не прав? Может быть мои ощущения субъективны, а ситуация значительно лучше?

Дополнительно по теме см. Пришло время стратегий

Метки: МВА
Предыдущая запись Востребованные профессии в 2015-2020 годах? Следующая запись Стратегическое мышление

10 комментариев. Оставить новый

Олеся Гончарова
13 февраля 2012 07:44

Спасибо Вам за статью Алексей Васильевич! Я работаю в совместной компании немцев и русских. Многому научилась у менеджеров ТБМ. Думаю эта компания находится на стадии стратегического менеджмента и уже пытается освоить проектирование будущего, что радует

Ответить
alex
4 апреля 2011 19:26

К сожалению/счастью не работал в/со СМБ.В 90-е в качестве консультанта работал с территориальными и муниципальными органами управления, крупными предприятиями, а в 2000-х управлял тоже крупными бизнесами (более $100 оборот). Считаю, что не все так плохо. Стратегическое управление было востребовано. Если в 90-е это связано больше было с разработкой нового содержания деятельности (программ развития или политик для территориального управления) или заданием новой системы координат( ~ концепция или стратегия) для предприятий (например в ходе акционирования, х/р и пр.), то в 2000-х — разработкой рыночных стратегий, стратегий роста капитализации и др. Может мне повезло с компаниями и командами, но работа с будущим всегда велась и велась осознанно. Вопрос в средствиальной оснащенности, но все мы развиваемся, узнаем, осваиваем, присваиваем …
Уверен, что большинство успешных крупных и крупнейших компаний (или их владельцев) имели и имеют стратегию.
С формализацией стратегий всегда был вопрос. Если стратегия разрабатывалась на аутсорсинге, то получался солидный труд, который читало зачастую только 1-е лицо/лица. Но это «лицо» ухватывало, за счет интуиции или предпринимательского чутья, главное и дальше компания развивалась по новому.
Если разрабатывалась стратегия внутри компании (группой единомышленников), то эффект координации усилий по реализации был может и выше, но довести стратегию до теоретически «правильной» формы удавалось редко: надо было скорее идти реализовывать идеи, возникшие в ходе разработки. Конечно, потом возникали понятные проблемы с отслеживанием исполнения стратегии, её корректировкой…
С точки зрения сегодняшнего дня, думаю многие крупные компании находятся на стадии «прогнозирования» или «стратегического менеджмента», но вопрос формализации или , я бы сказал, регулярности стратегического менеджмента является весьма насущным и недоосвоенным.

Ответить
Беляев
4 апреля 2011 09:58

Смотря что СМБ. Продуктовой палатке на нулице может быть стратегия и не нужна. Но тоже без некоторых элекиентов операционной стратегии не обойтись — где территориально расположить палатку, например. Но когда на фирме человек, пусть, 50-т, а то и 100, когда она уже занимает какую-то долю на рынке/сегменте, нет ну конечно бизнес бывает совершенно разный, но тем не менее, — то это уже даже можно назвать довольно состоявшимся бизнесом, и даже не можно, а нужно задумываться и о стратегии.

Ответить
Олег, ЯНАО
4 апреля 2011 06:56

2 Татьяна…
Здесь скорее не вопрос выделения ресурсов под исследования…
Если есть некоторая уверенность в долгосрочном периоде, то и деньги найдут… А я (даже в общении со своими коллегами) вижу как раз снижение уверенности… Мало того, что сама собственность у нас в стране толком не защищена, так еще и государство регулярно меняет правила игры…
Поэтому полностью соглашусь с Беляевым: в таких условиях все будут делать ставку на извлечение максимума дохода в короткий период!

Ответить
Татьяна
31 марта 2011 22:55

Полагаю, что ощущения для МСБ верные. Помимо уже упомянутых причин (и «неученых тьма», и «учились по-немногу чему-нибудь и как-нибудь»), полагаю, есть еще один существенный барьер — материальный. Даже уже на ступени «прогнозирование параметров» необходимо заплатить приличные суммы за маркетинговые исследования (очевидно, что у МСБ нет спец команды своих маркетологов). Не для всех предприятий МСБ 6000-10000 евро легко выделяются из бюджета (столько в среднем стоят приличные Data Reports)….

Ответить
admin
31 марта 2011 17:26

Беляеву, Поддерживаю, очень плохо, когда «неученых тьма», но еще хуже, когда «ученье не свет» (выучились плохо). Ну, а что делать?

Ответить
Беляев
31 марта 2011 15:46

Ощущение совпадает. Печально и то, что недавно ездил, разговаривал с одном руководителем компании. Имеет образование Стратегический MBA АНХ. Задача — региональное развитие бизнеса. Стратегия, оценка регионов, уникальная цепочка создания ценности и управление восприятием продукта у конечного потребителя посредством самой компании — по лицу увидел, что слова знакомые, а как сделать представление и понимание абстрактное. Нужна отдача в краткосрочном периоде.

Ответить
Владислав
31 марта 2011 10:01

Мой опыт общения именно с МСБ, (становление которого, как экономической и политической основы государства Россия, было целью реформ), привело к аналогичным выводам.
При чем сами руководители — неглупые, смекалистые люди, но вот веры, а аткже времени на «всякие там стратегии» — у них нет… все трясут деревья, все верят что «бабло в рекламу» — вот двигатель их бизнеса… печально

Ответить
admin
31 марта 2011 08:18

Сергей Владимирович, все правильно. Ученье свет, но неученых тьма!

Ответить
Каштанов
31 марта 2011 06:35

Реплика от группы 27-Е: «Наверно, Алексей Васильевич, у Вас как в анекдоте — «… а чего здесь та ищешь? — а здесь светлее!» Мы, например, получив практику бюджетного планирования, в процессе обучения в КБШ, развили навыки прогнозирования параметров. Сегодня, мы используем методику стратегического менеджмента. А там, глядим и дальше. КБШ — респект!

Ответить

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читаем вместе хорошую литературу

Загрузка

Последние записи блога

  • Маркетологи уже более 30 лет используют дизайн-мышление
  • Мысли масштабно
  • Законы Мерфи. Работа требует больше времени, чем планируется
  • Зумеры или поколение Z
  • Опасность для естественного интеллекта от массового прихода ИИ
  • Портфельный анализ, матрица BCG
  • Как изменится спрос на Soft skills  или мягкие навыки будущего?
  • Как издеваются над SWOT-анализом
  • Пример  SWOT-анализа АО «Связьру»
  • Творческий процесс есть, а творческого мышления нет
  • Глупость и дурость. Предисловие к книге Интеллектуальные инвалиды
  • Как провести сопоставление в SWOT-анализе. SWOT оптом и в розницу
  • Анализ стейкхолдеров на работе и дома
  • Многокритериальный  метод принятия управленческих решений
  • Вопросы 5W1H или метод Киплинга
  • Квадрат Декарта как способ принятия решений
  • Только для женщин
  • Особые свойства памяти человека. Случай из практики
  • Два аспекта критического мышления
  • Ценностное предложение Остервальдера
  • Остервальдер, Построение бизнес модели
  • Способ принятия решений – Тетралемма
  • Стратеги и Стратегическое мышление
  • Топ-25 инструментов управления и тенденций на 2023 год
  • 9 способов улучшить память
  • Стратегический контроль в системе стратегического управления
  • Футурологи предлагают 3 способа планирования будущего
  • Правда и ложь. 4 стратегии борьбы с постправдой
  • Есть у вашей компании конкурентное преимущество
  • Функциональная структура и дивизиональная структура
  • Контекст Вашего бизнеса. Методы оценки
  • Три вопроса в процессе принятия решений
  • Аббревиатуры SPOD, VUCA, BANI плюс PDCA и HADI
  • Тестирование знаний
  • Собственный бизнес. Главный вопрос

Рубрики

Дополнительное и профессиональное образование и бизнес-обучение

Контакты

dekan@dekanblog.ru
Email
Facebook
Google+
YouTube
Skype
Индивидуальное обучениеО сайтеЗаписи блогаTip boxКарта сайта
© Dekanblog 2009-2023