db_310x90
  • Индивидуальное обучение
  • О сайте
    • Об авторе
  • Записи блога
    • SWOT
    • Стратегический менеджмент
    • Энциклопедия Стратегического менеджмента
    • Программа МВА
    • Советы на перемене
    • Гимнастика (ума)
    • Менеджмент
    • Маркетинг
  • Tip box
  • Карта сайта

Субъект учебной деятельности

2 января 2012adminМаркетинг, Программа МВА5 комментариев

Принято считать, что новогодние каникулы не время для серьезных разговоров. А когда время?  Мне представляется, что для взрослого учащегося человека (Субъект учебной деятельности), связанного семейными узами, связанного трудовым договором и при всём этом стремящегося повысить свою квалификацию, новогодние каникулы чуть ли не единственное время для серьезных мыслей. Поэтому предлагаю подумать над ролью и местом в системе обучения слушателя система обучения.

Субъект учебной деятельностиНачнем с теории. Маркетинг традиционно опирается на 4″Р”, для образовательных услуг границы комплекса маркетинга шире. Например, г-н Шевченко Д.А. предлагает использовать 7″Р” (см. рисунок).  Красиво? Красиво! Не буду разбирать указанные элементы, это можно сделать самостоятельно. Отмечу только то, что все это можно уложить и в 4P. Персонал, Процесс, Образовательная среда, с моей точки зрения можно рассматривать составными элементами главного «Р» – предлагаемой услуги. (Мою точку зрения на количество «Р» см. тут: «Комплекс маркетинга. 4Р или больше?», и тут:«4Р и пятый элемент»). Извините, отвлекся. Количество «Р» в моем рассуждении не главное, главное в том, что изменяя элементы комплекса маркетинга, образовательное учреждение воздействует на спрос. Следовательно, все элементы комплекса «заточены» на покупателя, но покупатель находится вне этих элементов. Он потребитель услуги. Так гласит теория.

Практика. Продуктом образовательного учреждения (далее по тексту «ОУ») является образовательная программа (далее по тексту «ОП»). Именно с этим продуктом выходит на рынок любое ОУ (вуз, школа бизнеса, курсы и т.д.). Есть еще субъект учебной деятельности (далее «слушатель»), который платит деньги и обучается по предлагаемой ОП. В этом треугольнике следует разобраться.

ОУ предлагает на рынке определенную ОП, например программу МВА для конкретики.  Некое физическое лицо платит деньги и становится слушателем программы. В процессе обучения слушатель осваивает элементы ОП и, в конечном итоге получает квалификационную степень МВА. Кто есть кто в этом процессе?  Сам собой напрашивается ответ, ОУ – продавец, ОП – продукт, слушатель – покупатель этого продукта.

Однако этот ответ не верен. Такие отношения возможны при продаже книги, например. В нашем случае, человек, получающий знания в любой образовательной системе, является не просто слушателем, а обучающимся. В этом понятии подчеркивается то, что он обучается САМ при помощи других (преподавателей, соучеников), являясь активным субъектом образовательного процесса. ОУ предоставляет возможность обучаться, а субъект учебной деятельности эту возможность использует или не использует.

Следствием является то, что далеко не все доходят до финального этапа, а те, кто доходят, показывают различные результаты.  Более того, возникают трения подобные обычным разногласиям между продавцом и покупателем. Например, «ты меня плохо учил», «я заплатил, а ты не выдаешь мне диплом» и т.д.

Идеал. Общепринятые рыночные отношения между ОУ и обучающимся, построенные на основе принципа «купи – продай», устарели. Коренным образом можно изменить ситуацию только изменив отношения между ОУ и обучающимся. Например так, как показано на рисунке.

Эти отношения должны строиться на основе партнерства. Представим себе инвестиционный проект, реализуемый партнерами. Партнерами являются: С одной стороны  ОУ, которое представляет свои ресурсы для реализации целей обучающегося. С другой стороны обучающийся (субъект учебной деятельности), который финансирует проект и прикладывает собственный труд по освоению программы. Для реализации данной модели требуется немного – понимания слушателем того, что он активный субъект образовательного процесса, что он партнер со своими обязательствами, что прежде всего от его усилий зависит конечный результат.

Получилось немного сумбурно, но надеюсь, что мысль понятна.  Если что не так, поправляйте.

Метки: 4P, mba, МВА
Предыдущая запись С Новым Годом!!! Следующая запись Отец стратегического менеджмента

5 комментариев. Оставить новый

Беляев
10 января 2012 10:49

Алексей Васильевич, после прочтения остался под впечатлением! Это меморандум, если не больше. Если я правильно понимаю, то процесс обучения фактически так и построен. Но присутствует “недопонимание” как со стороны обучающегося, так и со стороны обучающих. С одной стороны деньги за программу (результат, диплом), обязывающие школу “научить”. С другой – каждому за знания и по способностям. Договор обучающегося со школой, как говорится договор договором, а диплом вынь да положи, или я всем расскажу, что ты меня плохо учил. Конфликт. Возникает вопрос – плохо учился или плохо учил? А хуже, если диплом есть, а знания не дают обещанного! результата. Партнерство обучающегося со школой это взгляд на права и обязанности, а может быть даже возможности. В т.ч. более ответственность. Ну и как всегда это вопрос раздления с обоих сторон баррикад. Как результат доверие, в т.ч. при негативном исходе как обучения так за плохую программу обучения.

Ответить
Ляля
9 января 2012 18:42

Алексей Васильевич! Как всегда все очень интересно и своевременно! И главное схемы как верно отражают, на мой взгляд, данную позицию. А если взглянуть шире, то и в других сферах наблюдается тенденция к сотрудничеству между производителем и потребителем, продавцом и клиентом. Уверена, что читатели приведут массу примеров этому. Думаю, что все в процессе. И будет иметь приоритет тот, кто это примет и будет вовлечен в процесс.

Ответить
admin
5 января 2012 20:05

Андрей, согласен по поводу бизнес модели. Однако это дело не простое и причина не единственная. Вопрос о мотивации слушателя не менее важный.
АВМ

Ответить
Андрей
5 января 2012 12:54

На основе собственного опыта обучения могу отметить, что до партнерства на программах МВА еще далеко. Значительная часть слушателей не проявляет “энтуазизма” в процессе обучения и выпрашивает оценки. Да и Школа ставит эти оценки без оглядки на реальные знания слушателя. Слушатель считает, что он заплатил, зачесть курс ему обязаны. А Школа против такой постановки вопроса не возражает. Партнерство может быть только при тщательном отборе кандидатов и строгом контроле. В условиях коммерческого предприятия это НЕ ВОЗМОЖНО. Надо пересматривать бизнес модель ОУ.
С Новым 2012 годом!
Андрей

Ответить
Ирина
3 января 2012 11:28

Алексей Васильевич, полностью с Вами согласна!…”обучающийся, который финансирует проект и прикладывает собственный труд по освоению программы.” – тем самым инвестирует в СЕБЯ.

Ответить

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вебинары безвозмездно 
(т.е. даром) !

Коллеги, подписка дает Вам возможность своевременно получать информацию о планируемых вебинарах.

  Предоставлено SendPulse

Последние записи блога

  • Ценности (Values, Core Values) компании
  • Миссия (mission) компании
  • Онлайн МВА против МВА очно
  • Почему стратегические цели не достигаются
  • Стратегические Намерения (миссия, видение, ценности)
  • Видение. Видение будущего
  • Стратегическое управление. Модель POSIES
  • Черный лебедь, черный слон, черная медуза, черная комната с черной кошкой
  • Практические занятия по проведению SWOT
  • ИМХО (субъективное мнение) и реальная действительность
  • SWOT против SOAR
  • Harvard Business Review Россия и SWOT
  • Еще раз о мотивации
  • Что объединяет стратегическое управление и Деда Мороза
  • Балансировка стимулирования и мотивации
  • Стимулирование личности или группы?
  • Секреты стимулирования инженеров и менеджеров всех мастей
  • 6 способов создании среды, в которой рождается самомотивация
  • Не читайте публикации о системе и способах мотивации
  • Творческие люди в нашей буче, боевой кипучей
  • Миф о простоте и доступности SWOT
  • Знания Умения Навыки и Способности
  • Кризис COVID-19 − частный случай комплексных изменений
  • Короновирус шагает по планете. Что делать
  • SWOT SWOT-у рознь
  • Достоинства и ограничения SWOT-анализа
  • Что делать? Адаптация к климатическим изменениям
  • Принятие управленческих решений
  • Новые навыки в период промышленной революции
  • Факторы SWOT анализа относительны
  • SWOT: объект анализа
  • Цели SMART и цели FAST
  • Барьеры на пути реализации стратегии
  • Матрица ответственности на службе у Стратегического менеджмента
  • 5 правил повышения отдачи от затрат на обучение

Рубрики

Дополнительное и профессиональное образование и бизнес-обучение

Контакты

dekan@dekanblog.ru
Email
Facebook
Google+
YouTube
Skype
Индивидуальное обучениеО сайтеЗаписи блогаTip boxКарта сайта
© Dekanblog 2009-2022