db_310x90
  • Индивидуальное обучение
  • О сайте
    • Об авторе
  • Записи блога
    • SWOT
    • Стратегический менеджмент
    • Энциклопедия Стратегического менеджмента
    • Программа МВА
    • Советы на перемене
    • Гимнастика (ума)
    • Менеджмент
    • Маркетинг
  • Tip box
  • Карта сайта

Компоненты творчества

27 марта 2014adminГимнастика (ума)6 комментариев

В прошлой публикации «Творчество, инновации и предпринимательство» я упомянул компоненты  творчества [Teresa M. Amabile]. Поступили просьбы рассказать об этой теории подробней. Теория интересна в практическом смысле слова, однако подробно описывается только в специальной литературе, которая не всегда понятна и не всегда доступна. Имеющиеся публикации в Интернет, большей частью носят поверхностный характер.  Данное описании базируется на издании Harvard Business School 2012 года (Componential Theory of Creativity).

Компоненты творчества

Теория описывает творческий процесс и различные факторы, влияющие на процесс и его результаты. В основе теории лежат два важных предположения:

Во-первых, существует континуум от низких, обычных уровней творчества, которые проявляются в повседневной жизни, до самых высоких уровней творчества. Такой уровень соответствует научным открытиям, значимым изобретениям и признанным произведениям искусства. Во-вторых, степень творчества любого отдельного человека, даже в пределах одной отрасли знаний, зависит от компонентов творчества этого человека. Общая схема компонентной теории творчества на рисунке.

Компоненты творчества [Teresa M. Amabile]

Компонентная теория творчества [Teresa M. Amabile]

Творчество предопределяются тремя компонентами, характерными человеку: предметные знания и навыки  (экспертные знания в соответствующей области или областях); соответствующие процессы творчества (когнитивные, познавательные процессы личности, способствующие нетрадиционному мышлению); мотивация к цели (в частности, внутренняя мотивация к участию в деятельности из интереса, удовольствия, или самовыражения). Есть еще один компонент, вне индивида, которым является окружающая среда — в частности, социальная среда.

Теория указывает, что творчество требует слияния всех компонентов. Творческие достижения возможны, когда человек внутренне мотивирован, обладает обширными предметными знаниями и навыками в определенной области и обладает способностью к нетрадиционному мышлению. Кроме того, внешняя среда позволяет ему проявлять свое творчество. Остановимся подробней на каждом компоненте творчества.

Предметные знания и навыки включают в себя общий интеллект, знания, опыт, техническое навыки в конкретной предметной области, в которой и решаются творческие задачи. Все это представляют собой некое сырье, которое человек может привлечь во время творческого процесса. Все эти элементы в совокупности помогают создавать возможные ответы, а также позволяют судить о жизнеспособности идеи и возможности её реализации.

Процессы творчества. Мыслительные процессы, включающие в себя когнитивный стиль и личностные характеристики, которые  способствует независимости, риску, принятию не традиционных перспектив проблемы. Кроме того, это также дисциплинированность и  стиль работы, навыки в генерации идей. Эти когнитивные процессы  включают в себя возможность использовать широкие, гибкие категории для обобщения информации и возможность вырваться из шаблонов восприятия.

Мотивация к цели.  Внутренняя мотивация: мотивация брать на себя задачу или решать проблему, потому что это сложно, интересно или  принесет удовлетворение. Творческие люди, мотивированы, прежде всего, самим творчеством. Тем не менее, существуют и внешние стимулы, заключающиеся в наградах, денежных выплатах или требованиях по предлагаемому результату. Исследования показывают, что  внешние стимулы далеко не всегда способствуют творчеству. Важным, в связи с этим, является наличие или отсутствие сил, которые могут поддерживать внутреннюю мотивацию.

Что бы как-то разбавить эту важную, но скучную информацию приведу анекдот по теме. Парадокс творчества: Аванс получен и пропит, а муза все не приходит.

Как видите, перечисленные компоненты творчества дают внятные намеки на то, что надо делать для стимулирования творчества. Как и в прошлый раз предлагаю подумать над этим. Мнения пишите в комментариях. Свое мнение изложу в последующих публикациях.

Метки: личная эффективность
Предыдущая запись Компоненты творчества, инновации и предпринимательство Следующая запись Суть творческого процесса

6 комментариев. Оставить новый

Smooth
8 апреля 2015 09:30

День добрый,! могу ли я ссылаться на данную статью в своей научной работе? если да, то подскажите пожалуйста выходные данные

Ответить
admin
8 апреля 2015 14:11

могу ли я ссылаться на данную статью?

Да, конечно. Сослаться можно так:
Мурзинов А.В. Компоненты творчества. [Электронный ресурс]. http://www.dekanblog.ru/komponenty-tvorchestva/. Дата скачивания 08.04.2015.

Ответить
Виктор
13 ноября 2014 17:42

«Поиск смысла – основная мотивация в жизни человека, а не придуманное задним числом оправдание инстинктивных влечений.» Виктор Франкл Человек в поисках смысла.
Творчество в бизнесе
Мне эта тема интересна с тех пор, как я стал интересоваться психологией. К творчеству у нас обычно относят предметы искусства и литературы.
Но применение творческого подхода в любых аспектах нашей жизни, а тем более в бизнесе встречается очень часто. Просто, почему –то это называют как угодно, но только не творческий подход.
Мы все рождаемся творческими личностями, но воспитание, социум и т.д. загоняют нас в рамки, или мы сами туда себя загоняем.
Творчество присуще в первую очередь раскрепощенным людям, способным выйти за рамки стереотипов или клише. Не боящихся брать ответственность за свои решения.
Эти люди, как правило, самомотивированы. Основная задача для развития творческого мышления -это снятие более глубоких, нежели стереотипы мышления, личностно-психологичес-ких барьеров.
преодоление внутренних запретов, и в первую очередь запретов на самовыражение чувств, ощущений, взглядов, ценностей личности и т. п. За счет этого происходит раскрепощение и раскрытие индивидуальности, высвобождение творческих возможностей человека.
А вот что мотивирует человека на саморазвитие – это у каждого свое. (деньги, карьера, проблемы в семье, личные отношения).

Ответить
Kirill Korneev
30 марта 2014 11:04

Возможно, сектор прорыва?

Ответить
Andrey
27 марта 2014 12:23

Алексей Васильевич, на схеме не переведена фраза Set-Breaking. Что она означает?
Спасибо.

Ответить
admin
27 марта 2014 15:36

Андрей,

Set-Breaking.

Не знаю. Дословный перевод не получился. Что-то похожее на установка-ломка. В смысле методы подстраиваются в зависимости от мотивов.

Ответить

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читаем вместе хорошую литературу

Загрузка

Последние записи блога

  • Маркетологи уже более 30 лет используют дизайн-мышление
  • Мысли масштабно
  • Законы Мерфи. Работа требует больше времени, чем планируется
  • Зумеры или поколение Z
  • Опасность для естественного интеллекта от массового прихода ИИ
  • Портфельный анализ, матрица BCG
  • Как изменится спрос на Soft skills  или мягкие навыки будущего?
  • Как издеваются над SWOT-анализом
  • Пример  SWOT-анализа АО «Связьру»
  • Творческий процесс есть, а творческого мышления нет
  • Глупость и дурость. Предисловие к книге Интеллектуальные инвалиды
  • Как провести сопоставление в SWOT-анализе. SWOT оптом и в розницу
  • Анализ стейкхолдеров на работе и дома
  • Многокритериальный  метод принятия управленческих решений
  • Вопросы 5W1H или метод Киплинга
  • Квадрат Декарта как способ принятия решений
  • Только для женщин
  • Особые свойства памяти человека. Случай из практики
  • Два аспекта критического мышления
  • Ценностное предложение Остервальдера
  • Остервальдер, Построение бизнес модели
  • Способ принятия решений – Тетралемма
  • Стратеги и Стратегическое мышление
  • Топ-25 инструментов управления и тенденций на 2023 год
  • 9 способов улучшить память
  • Стратегический контроль в системе стратегического управления
  • Футурологи предлагают 3 способа планирования будущего
  • Правда и ложь. 4 стратегии борьбы с постправдой
  • Есть у вашей компании конкурентное преимущество
  • Функциональная структура и дивизиональная структура
  • Контекст Вашего бизнеса. Методы оценки
  • Три вопроса в процессе принятия решений
  • Аббревиатуры SPOD, VUCA, BANI плюс PDCA и HADI
  • Тестирование знаний
  • Собственный бизнес. Главный вопрос

Рубрики

Дополнительное и профессиональное образование и бизнес-обучение

Контакты

dekan@dekanblog.ru
Email
Facebook
Google+
YouTube
Skype
Индивидуальное обучениеО сайтеЗаписи блогаTip boxКарта сайта
© Dekanblog 2009-2023