В прошлой публикации «Творчество, инновации и предпринимательство» я упомянул компоненты творчества [Teresa M. Amabile]. Поступили просьбы рассказать об этой теории подробней. Теория интересна в практическом смысле слова, однако подробно описывается только в специальной литературе, которая не всегда понятна и не всегда доступна. Имеющиеся публикации в Интернет, большей частью носят поверхностный характер. Данное описании базируется на издании Harvard Business School 2012 года (Componential Theory of Creativity).
Компоненты творчества
Теория описывает творческий процесс и различные факторы, влияющие на процесс и его результаты. В основе теории лежат два важных предположения:
Во-первых, существует континуум от низких, обычных уровней творчества, которые проявляются в повседневной жизни, до самых высоких уровней творчества. Такой уровень соответствует научным открытиям, значимым изобретениям и признанным произведениям искусства. Во-вторых, степень творчества любого отдельного человека, даже в пределах одной отрасли знаний, зависит от компонентов творчества этого человека. Общая схема компонентной теории творчества на рисунке.
Творчество предопределяются тремя компонентами, характерными человеку: предметные знания и навыки (экспертные знания в соответствующей области или областях); соответствующие процессы творчества (когнитивные, познавательные процессы личности, способствующие нетрадиционному мышлению); мотивация к цели (в частности, внутренняя мотивация к участию в деятельности из интереса, удовольствия, или самовыражения). Есть еще один компонент, вне индивида, которым является окружающая среда – в частности, социальная среда.
Теория указывает, что творчество требует слияния всех компонентов. Творческие достижения возможны, когда человек внутренне мотивирован, обладает обширными предметными знаниями и навыками в определенной области и обладает способностью к нетрадиционному мышлению. Кроме того, внешняя среда позволяет ему проявлять свое творчество. Остановимся подробней на каждом компоненте творчества.
Предметные знания и навыки включают в себя общий интеллект, знания, опыт, техническое навыки в конкретной предметной области, в которой и решаются творческие задачи. Все это представляют собой некое сырье, которое человек может привлечь во время творческого процесса. Все эти элементы в совокупности помогают создавать возможные ответы, а также позволяют судить о жизнеспособности идеи и возможности её реализации.
Процессы творчества. Мыслительные процессы, включающие в себя когнитивный стиль и личностные характеристики, которые способствует независимости, риску, принятию не традиционных перспектив проблемы. Кроме того, это также дисциплинированность и стиль работы, навыки в генерации идей. Эти когнитивные процессы включают в себя возможность использовать широкие, гибкие категории для обобщения информации и возможность вырваться из шаблонов восприятия.
Мотивация к цели. Внутренняя мотивация: мотивация брать на себя задачу или решать проблему, потому что это сложно, интересно или принесет удовлетворение. Творческие люди, мотивированы, прежде всего, самим творчеством. Тем не менее, существуют и внешние стимулы, заключающиеся в наградах, денежных выплатах или требованиях по предлагаемому результату. Исследования показывают, что внешние стимулы далеко не всегда способствуют творчеству. Важным, в связи с этим, является наличие или отсутствие сил, которые могут поддерживать внутреннюю мотивацию.
Что бы как-то разбавить эту важную, но скучную информацию приведу анекдот по теме. Парадокс творчества: Аванс получен и пропит, а муза все не приходит.
Как видите, перечисленные компоненты творчества дают внятные намеки на то, что надо делать для стимулирования творчества. Как и в прошлый раз предлагаю подумать над этим. Мнения пишите в комментариях. Свое мнение изложу в последующих публикациях.
6 комментариев. Оставить новый
День добрый,! могу ли я ссылаться на данную статью в своей научной работе? если да, то подскажите пожалуйста выходные данные
Да, конечно. Сослаться можно так:
Мурзинов А.В. Компоненты творчества. [Электронный ресурс]. http://www.dekanblog.ru/komponenty-tvorchestva/. Дата скачивания 08.04.2015.
«Поиск смысла – основная мотивация в жизни человека, а не придуманное задним числом оправдание инстинктивных влечений.» Виктор Франкл Человек в поисках смысла.
Творчество в бизнесе
Мне эта тема интересна с тех пор, как я стал интересоваться психологией. К творчеству у нас обычно относят предметы искусства и литературы.
Но применение творческого подхода в любых аспектах нашей жизни, а тем более в бизнесе встречается очень часто. Просто, почему –то это называют как угодно, но только не творческий подход.
Мы все рождаемся творческими личностями, но воспитание, социум и т.д. загоняют нас в рамки, или мы сами туда себя загоняем.
Творчество присуще в первую очередь раскрепощенным людям, способным выйти за рамки стереотипов или клише. Не боящихся брать ответственность за свои решения.
Эти люди, как правило, самомотивированы. Основная задача для развития творческого мышления -это снятие более глубоких, нежели стереотипы мышления, личностно-психологичес-ких барьеров.
преодоление внутренних запретов, и в первую очередь запретов на самовыражение чувств, ощущений, взглядов, ценностей личности и т. п. За счет этого происходит раскрепощение и раскрытие индивидуальности, высвобождение творческих возможностей человека.
А вот что мотивирует человека на саморазвитие – это у каждого свое. (деньги, карьера, проблемы в семье, личные отношения).
Возможно, сектор прорыва?
Алексей Васильевич, на схеме не переведена фраза Set-Breaking. Что она означает?
Спасибо.
Андрей,
Не знаю. Дословный перевод не получился. Что-то похожее на установка-ломка. В смысле методы подстраиваются в зависимости от мотивов.