db_310x90
  • Индивидуальное обучение
  • О сайте
    • Об авторе
  • Записи блога
    • SWOT
    • Стратегический менеджмент
    • Энциклопедия Стратегического менеджмента
    • Программа МВА
    • Советы на перемене
    • Гимнастика (ума)
    • Менеджмент
    • Маркетинг
  • Tip box
  • Карта сайта

Диаграммы К. Исикавы

16 апреля 2009adminМенеджмент4 комментария

Диаграммы К. Исикавы это Причинно-следственные диаграммы, это причинно-следственные диаграммы (известны в миру как рыбий скелет, дерево проблем, карта процесса») являются одним из примеров логического моделирования. Диаграммы используются в различных случаях для решения задач менеджмента и маркетинга. В частности, декомпозиции целей, выявления факторов влияющих на результат и др.

Процедура построения диаграммы К. Исикавы

Традиционный способ составления таких диаграмм приводит к диаграмме внешне похожей на рыбий скелет. Основные принципы построения такой диаграммы иллюстрируются на рисунке.
bc

На практике используются два способа построения:
1). Анализ рассеивания. Анализируемая проблема изображена справа, у острия большой стрелки. Категории возможных причин представляются в виде ветвей, похожих на кости рыбьего скелета. Для каждой категории выявляются все возможные причины.
2). Перечень причин. Возможные причины выявляются методом мозгового штурма и включаются в список в порядке поступления. Затем все эти причины разбиваются на категории и наносятся на схему. Конечный вид схемы получается одним и тем же вне зависимости от выбранного способа.

Диаграмму причин и результатов, вообще говоря, можно построить в одиночку. Однако лучшие результаты получаются, если в процессе построения участвует группа людей. Последовательность действий следующая:
1).Формирование группы людей, обладающих требуемыми знаниями в области,
подлежащей изучению. Очень важный этап. Результата не будет, если «пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник!».
2). Подготовьте шаблон диаграммы большого формата типа приведенного выше рисунка, но большого формата (лист А2 и более, доска).
3). Сформулируйте описание проблемы, причины возникновения которой, предстоит найти. Такой проблемой может быть все что угодно. Важно, что бы эта проблема была четко обозначена и однозначно понималась всеми участниками группы. Напишите её на Вашем шаблоне.
4). Выявите категории возможных причин возникновения рассматриваемой проблемы. Нанесите обозначения категорий около ветвей, выходящих из основной стрелки (смотри рисунок). Трудно дать обобщенный перечень возможных категорий. Тут начинается творчество. Однако можно предложить некоторые примеры для различных случаев.

Для физических процессов такими категориями могут быть: люди; машины и оборудование; материалы; методы; измерение; окружающая среда: культура, организационная структура, физическое окружение и т.д.

Для проблем в управлении в качестве категорий можно использовать так называемые внутренние переменные:  цели, структура, задачи, технология, люди.

5). Для каждой категории методом мозгового штурма постарайтесь выявить все возможные причины и сразу обозначайте их на соответствующей ветви диаграммы. Используйте краткие описания и обозначения. Рассматриваете главные категории по очереди, но одновременно делайте пометки относительно других категорий, если они придут в голову по ходу дела. Причины, относящиеся к нескольким категориям, отмечайте везде, где надо. Эта работа может потребовать несколько раз перечертить схему после того, как очередная ее версия готова.
6). Проанализируйте идентифицированные причины, выделите самые важные из них. Именно эти причины и являются главным результатом работы. Следующим этапом будет подготовка плана мероприятий по устранению причин.

Предыдущая запись Андрагог VS Педагога Следующая запись Пять почему

4 комментария. Оставить новый

Диаграммы К.Исикавы 2
20 октября 2009 21:38

[…] кость”. Посмотреть методику можно по данной ссылке “Диаграммы К. Исикавы”. После этой публикации мне поступали просьбы […]

Ответить
Пять почему
31 мая 2009 08:42

[…] — Почему?»). Метод удобно использовать совместно с диаграммой К. Исикавы. Конечно, возможно использовать данный метод и […]

Ответить
Алла Медовая
17 апреля 2009 18:34

Отличный алгоритм проведения мозгового штурма. Способствует структурированию процесса обсуждения и держит группу в рамках задачи.

Ответить
Platon
17 апреля 2009 13:42

Безусловно, наглядное представление проблемы и причин, как источников этой проблемы, четкая формулировка этих причин — это уже больше чем полдела в решении данной проблемы. Полезная диаграмма.

Ответить

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читаем вместе хорошую литературу

Загрузка

Последние записи блога

  • Маркетологи уже более 30 лет используют дизайн-мышление
  • Мысли масштабно
  • Законы Мерфи. Работа требует больше времени, чем планируется
  • Зумеры или поколение Z
  • Опасность для естественного интеллекта от массового прихода ИИ
  • Портфельный анализ, матрица BCG
  • Как изменится спрос на Soft skills  или мягкие навыки будущего?
  • Как издеваются над SWOT-анализом
  • Пример  SWOT-анализа АО «Связьру»
  • Творческий процесс есть, а творческого мышления нет
  • Глупость и дурость. Предисловие к книге Интеллектуальные инвалиды
  • Как провести сопоставление в SWOT-анализе. SWOT оптом и в розницу
  • Анализ стейкхолдеров на работе и дома
  • Многокритериальный  метод принятия управленческих решений
  • Вопросы 5W1H или метод Киплинга
  • Квадрат Декарта как способ принятия решений
  • Только для женщин
  • Особые свойства памяти человека. Случай из практики
  • Два аспекта критического мышления
  • Ценностное предложение Остервальдера
  • Остервальдер, Построение бизнес модели
  • Способ принятия решений – Тетралемма
  • Стратеги и Стратегическое мышление
  • Топ-25 инструментов управления и тенденций на 2023 год
  • 9 способов улучшить память
  • Стратегический контроль в системе стратегического управления
  • Футурологи предлагают 3 способа планирования будущего
  • Правда и ложь. 4 стратегии борьбы с постправдой
  • Есть у вашей компании конкурентное преимущество
  • Функциональная структура и дивизиональная структура
  • Контекст Вашего бизнеса. Методы оценки
  • Три вопроса в процессе принятия решений
  • Аббревиатуры SPOD, VUCA, BANI плюс PDCA и HADI
  • Тестирование знаний
  • Собственный бизнес. Главный вопрос

Рубрики

Дополнительное и профессиональное образование и бизнес-обучение

Контакты

dekan@dekanblog.ru
Email
Facebook
Google+
YouTube
Skype
Индивидуальное обучениеО сайтеЗаписи блогаTip boxКарта сайта
© Dekanblog 2009-2023