db_310x90
  • Индивидуальное обучение
  • О сайте
    • Об авторе
  • Записи блога
    • SWOT
    • Стратегический менеджмент
    • Энциклопедия Стратегического менеджмента
    • Программа МВА
    • Советы на перемене
    • Гимнастика (ума)
    • Менеджмент
    • Маркетинг
  • Tip box
  • Карта сайта

Записи блога

Главная Программа МВА Андрагог VS Педагога

Андрагог VS Педагога

8 апреля 2009adminПрограмма МВА4 комментария

Оказывается я Андрагог . Понимание этого факта повергло меня в шок. Позже я сообразил, что все не так страшно. Страшно только слово, а содержание вполне мирное.

Андрагог, кто это

Выясняется, что андрагогика (от гр. aner, andros – взрослый мужчина, зрелый муж + ago – веду): отрасль педагогической науки, раскрывающая теоретические и практические проблемы обучения, воспитания и образования взрослого человека в течение всей его жизни. Следовательно, преподаватель, обучающий взрослых людей не ПЕДАГОГ, а АНДРАГОГ.

Основные положения андрагогики, сформулированные еще в 1970 г. в  книге «Современная практика образования взрослых. Андрагогика против педагогики» неким господином М.Ш. Ноулс, заключаются в следующем (пересказ вольный):

1. обучающемуся (а не обучаемому) принадлежит ведущая роль в процессе обучения;
2. обучающийся (не обучаемый) ставит перед собой конкретные цели обучения, стремится к самостоятельности, самореализации, самоуправлению;
3. обучающийся (не обучаемый) обладает профессиональным и жизненным опытом, знаниями, умениями, навыками, психикой, которые должны быть использованы в процессе обучения;
4. обучающийся (не обучаемый) ищет скорейшего применения полученным при обучении знаниям и умениям;
5. процесс обучения обучающегося (не обучаемого) в значительной степени определяется внешними факторами (время, месторасположение, быт, профессия, социальный статус и т.д.), которые либо ограничивают, либо способствуют ему;
6. процесс обучения обучающегося (не обучаемого) организован в виде совместной деятельности обучающегося и обучающего на всех его этапах.

Что из этого следует?

bcИз этого следует, что преподаватель в среде обучающихся взрослых людей превращается из передатчика знаний, в управляющего процессом обучения. Причем процесс обучения двух разных людей может значительно отличаться по всем параметрам, включая программу и методику. Но главное, с моей точки зрения, в том, что процесс обучения становиться все в большей и большей степени двухсторонним процессом и требует значительных усилий не только от преподавателя, но и, в первую очередь, от слушателя.  Как говорит наш шеф, обучение как аплодисменты. Всегда требуется две руки. Итак, похлопаем как андрагогам, так и слушателям.

Предыдущая запись Есть у кризиса начало, нет у кризиса конца Следующая запись Диаграммы К. Исикавы

4 комментария. Оставить новый

Platon
10 апреля 2009 22:01

Не первый раз уже слышу про андрагогику, поэтому скорее соглашусь, что Вы андрагог, нежели педагог…
Но читая статью, у меня возник вопрос – кого Вы имели ввиду в скобках, “обучаемого” или “обучающего”?
На мой взгляд
Обущающиеся – это слушатели курса MBA
Обучаемые – это, например, ученики в школе, а
Обущающие – это наши почтенные учителя, про которых не написано ни слова в первой части, а исходя из Вашего вывода речь все таки шла именно о них.
Или я все же не правильно понял?

Ответить
Дмитрий www.bragin-hospitalitylab.com
10 апреля 2009 15:32

Получается, что каждый руководитель должен быть хотя бы немножечко АДРОГОГОМ!?

Ответить
Мартин Риггс
9 апреля 2009 07:58

Весьма познавательная заметка. На уровне «я всегда это чувствовал, а оно вона как называется». Воздержусь от обычных колкостей и безудержного чувства юмора, которым так и хочется блеснуть и, наступая на горло собственной песне, выскажу следующее, рискуя навлечь на себя праведный гнев коллег.

Если обучающийся способен самостоятельно ставить перед собой цели обучения, стремится к самостоятельности, самореализации, самоуправлению, обладает профессиональным и жизненным опытом, знаниями, умениями, навыками, то на кой чёрт, простите, ему нужен кто-то ещё для увлекательного и полного самозабвенных радостей процесса САМООБУЧЕНИЯ?

Судя по приведённым качествам, перед нами уже вполне зрелый, сформировавшийся человек. Более того – личность. И направлять каким-либо образом уже сформировавшегося человека, с субъективно целостной картиной мира, по меньшей мере, странно. Если ему не будет хвать каких-либо знаний, то он сам их преспокойно найдёт: определит цели и задачи, выстроит процесс собственного САМООБУЧЕНИЯ, будет его придерживаться и выполнять промежуточный (и итоговый) контроль. Конечно, это всё возможно только в том случае, если эти знания данному супермену (а по совокупности положительных характеристик мы имеем перед собой глыбу вроде Ломоносова или Менделеева) действительно НУЖНЫ. Но таких людей единицы.

А на самом деле, как я считаю, андрагогика, прости господи, ставит целью ПЕРЕУЧИВАНИЕ взрослого человека с подростковой картиной мира в голове и АДАПТАЦИЮ к реальной жизни того бессистемного набора фрагментов знаний, которые он нахватал в очень средней школе, забытом Кришной институте и, в лучшем случае, на курсах и тренингах, а также из книжек вроде Баха, Коэльо и, чем любят хвастать подростки, Кастанеды и прочей психиатрическо-литератуной мутотени, имя которой – легион.

И, таким образом, мы получаем задачу для андрагога: попытаться сформировать всесторонне развитую личность в уже взрослом человеке, который чуточку ленив (возраст!), знаниями обладает зачастую поверхностными, фрагментарными (тут прочитал, там услышал, здесь сказали), и уверен, что все вокруг дураки, а он один весь в белом, и его гениальность никто не замечает (ибо все вокруг дураки – типичное мышление подростка, даже великовозрастного). Вот с этим-то материалом и приходится иметь дело андрагогу.

Ответить
Сергей Тишкевич
9 апреля 2009 07:38

Забавно…

Ответить

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Как эффективно реализовать свой проект?

Последние записи блога

  • Портфельный анализ, матрица BCG
  • Как изменится спрос на Soft skills  или мягкие навыки будущего?
  • Как издеваются над SWOT-анализом
  • Пример  SWOT-анализа АО «Связьру»
  • Творческий процесс есть, а творческого мышления нет
  • Глупость и дурость. Предисловие к книге Интеллектуальные инвалиды
  • Как провести сопоставление в SWOT-анализе. SWOT оптом и в розницу
  • Анализ стейкхолдеров на работе и дома
  • Многокритериальный  метод принятия управленческих решений
  • Вопросы 5W1H или метод Киплинга
  • Квадрат Декарта как способ принятия решений
  • Только для женщин
  • Особые свойства памяти человека. Случай из практики
  • Два аспекта критического мышления
  • Ценностное предложение Остервальдера
  • Остервальдер, Построение бизнес модели
  • Способ принятия решений – Тетралемма
  • Стратеги и Стратегическое мышление
  • Топ-25 инструментов управления и тенденций на 2023 год
  • 9 способов улучшить память
  • Стратегический контроль в системе стратегического управления
  • Футурологи предлагают 3 способа планирования будущего
  • Правда и ложь. 4 стратегии борьбы с постправдой
  • Есть у вашей компании конкурентное преимущество
  • Функциональная структура и дивизиональная структура
  • Контекст Вашего бизнеса. Методы оценки
  • Три вопроса в процессе принятия решений
  • Аббревиатуры SPOD, VUCA, BANI плюс PDCA и HADI
  • Тестирование знаний
  • Собственный бизнес. Главный вопрос
  • Стратегии развития и развивающиеся стратегии
  • Strategy. Стратегия – определение и ее суть
  • Ценности (Values, Core Values) компании
  • Миссия (mission) компании
  • Онлайн МВА против МВА очно

Рубрики

Дополнительное и профессиональное образование и бизнес-обучение

Контакты

dekan@dekanblog.ru
Email
Facebook
Google+
YouTube
Skype
Индивидуальное обучениеО сайтеЗаписи блогаTip boxКарта сайта
© Dekanblog 2009-2023