db_310x90
  • Индивидуальное обучение
  • О сайте
    • Об авторе
  • Записи блога
    • SWOT
    • Стратегический менеджмент
    • Энциклопедия Стратегического менеджмента
    • Программа МВА
    • Советы на перемене
    • Гимнастика (ума)
    • Менеджмент
    • Маркетинг
  • Tip box
  • Карта сайта

Андрагог VS Педагога

8 апреля 2009adminПрограмма МВА4 комментария

Оказывается я «Андрагог». Понимание этого факта повергло меня в шок. Позже я сообразил, что все не так страшно. Страшно только слово, а содержание вполне мирное.

Выясняется, что андрагогика (от гр. aner, andros – взрослый мужчина, зрелый муж + ago – веду): отрасль педагогической науки, раскрывающая теоретические и практические проблемы обучения, воспитания и образования взрослого человека в течение всей его жизни. Следовательно, преподаватель, обучающий взрослых людей не ПЕДАГОГ, а АНДРАГОГ.

Основные положения андрагогики, сформулированные еще в 1970 г. в  книге «Современная практика образования взрослых. Андрагогика против педагогики» неким господином М.Ш. Ноулс, заключаются в следующем (пересказ вольный):

1. обучающемуся (а не обучаемому) принадлежит ведущая роль в процессе обучения;
2. обучающийся (не обучаемый) ставит перед собой конкретные цели обучения, стремится к самостоятельности, самореализации, самоуправлению;
3. обучающийся (не обучаемый) обладает профессиональным и жизненным опытом, знаниями, умениями, навыками, психикой, которые должны быть использованы в процессе обучения;
4. обучающийся (не обучаемый) ищет скорейшего применения полученным при обучении знаниям и умениям;
5. процесс обучения обучающегося (не обучаемого) в значительной степени определяется внешними факторами (время, месторасположение, быт, профессия, социальный статус и т.д.), которые либо ограничивают, либо способствуют ему;
6. процесс обучения обучающегося (не обучаемого) организован в виде совместной деятельности обучающегося и обучающего на всех его этапах.

Что из этого следует?

bcИз этого следует, что преподаватель в среде обучающихся взрослых людей превращается из передатчика знаний, в управляющего процессом обучения. Причем процесс обучения двух разных людей может значительно отличаться по всем параметрам, включая программу и методику. Но главное, с моей точки зрения, в том, что процесс обучения становиться все в большей и большей степени двухсторонним процессом и требует значительных усилий не только от преподавателя, но и, в первую очередь, от слушателя.  Как говорит наш шеф, обучение как аплодисменты. Всегда требуется две руки. Итак, похлопаем как андрагогам, так и слушателям.

Предыдущая запись Внимание, вэб-семинар (вэбинар) Следующая запись Вэб-семинар (вэбинар) 2

4 комментария. Оставить новый

Platon
10 апреля 2009 22:01

Не первый раз уже слышу про андрагогику, поэтому скорее соглашусь, что Вы андрагог, нежели педагог…
Но читая статью, у меня возник вопрос – кого Вы имели ввиду в скобках, “обучаемого” или “обучающего”?
На мой взгляд
Обущающиеся – это слушатели курса MBA
Обучаемые – это, например, ученики в школе, а
Обущающие – это наши почтенные учителя, про которых не написано ни слова в первой части, а исходя из Вашего вывода речь все таки шла именно о них.
Или я все же не правильно понял?

Ответить
Дмитрий www.bragin-hospitalitylab.com
10 апреля 2009 15:32

Получается, что каждый руководитель должен быть хотя бы немножечко АДРОГОГОМ!?

Ответить
Мартин Риггс
9 апреля 2009 07:58

Весьма познавательная заметка. На уровне «я всегда это чувствовал, а оно вона как называется». Воздержусь от обычных колкостей и безудержного чувства юмора, которым так и хочется блеснуть и, наступая на горло собственной песне, выскажу следующее, рискуя навлечь на себя праведный гнев коллег.

Если обучающийся способен самостоятельно ставить перед собой цели обучения, стремится к самостоятельности, самореализации, самоуправлению, обладает профессиональным и жизненным опытом, знаниями, умениями, навыками, то на кой чёрт, простите, ему нужен кто-то ещё для увлекательного и полного самозабвенных радостей процесса САМООБУЧЕНИЯ?

Судя по приведённым качествам, перед нами уже вполне зрелый, сформировавшийся человек. Более того – личность. И направлять каким-либо образом уже сформировавшегося человека, с субъективно целостной картиной мира, по меньшей мере, странно. Если ему не будет хвать каких-либо знаний, то он сам их преспокойно найдёт: определит цели и задачи, выстроит процесс собственного САМООБУЧЕНИЯ, будет его придерживаться и выполнять промежуточный (и итоговый) контроль. Конечно, это всё возможно только в том случае, если эти знания данному супермену (а по совокупности положительных характеристик мы имеем перед собой глыбу вроде Ломоносова или Менделеева) действительно НУЖНЫ. Но таких людей единицы.

А на самом деле, как я считаю, андрагогика, прости господи, ставит целью ПЕРЕУЧИВАНИЕ взрослого человека с подростковой картиной мира в голове и АДАПТАЦИЮ к реальной жизни того бессистемного набора фрагментов знаний, которые он нахватал в очень средней школе, забытом Кришной институте и, в лучшем случае, на курсах и тренингах, а также из книжек вроде Баха, Коэльо и, чем любят хвастать подростки, Кастанеды и прочей психиатрическо-литератуной мутотени, имя которой – легион.

И, таким образом, мы получаем задачу для андрагога: попытаться сформировать всесторонне развитую личность в уже взрослом человеке, который чуточку ленив (возраст!), знаниями обладает зачастую поверхностными, фрагментарными (тут прочитал, там услышал, здесь сказали), и уверен, что все вокруг дураки, а он один весь в белом, и его гениальность никто не замечает (ибо все вокруг дураки – типичное мышление подростка, даже великовозрастного). Вот с этим-то материалом и приходится иметь дело андрагогу.

Ответить
Сергей Тишкевич
9 апреля 2009 07:38

Забавно…

Ответить

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вебинары безвозмездно 
(т.е. даром) !

Коллеги, подписка дает Вам возможность своевременно получать информацию о планируемых вебинарах.

  Предоставлено SendPulse

Последние записи блога

  • Strategy. Стратегия – определение и ее суть
  • Ценности (Values, Core Values) компании
  • Миссия (mission) компании
  • Онлайн МВА против МВА очно
  • Почему стратегические цели не достигаются
  • Стратегические Намерения (миссия, видение, ценности)
  • Видение. Видение будущего
  • Стратегическое управление. Модель POSIES
  • Черный лебедь, черный слон, черная медуза, черная комната с черной кошкой
  • Практические занятия по проведению SWOT
  • ИМХО (субъективное мнение) и реальная действительность
  • SWOT против SOAR
  • Harvard Business Review Россия и SWOT
  • Еще раз о мотивации
  • Что объединяет стратегическое управление и Деда Мороза
  • Балансировка стимулирования и мотивации
  • Стимулирование личности или группы?
  • Секреты стимулирования инженеров и менеджеров всех мастей
  • 6 способов создании среды, в которой рождается самомотивация
  • Не читайте публикации о системе и способах мотивации
  • Творческие люди в нашей буче, боевой кипучей
  • Миф о простоте и доступности SWOT
  • Знания Умения Навыки и Способности
  • Кризис COVID-19 − частный случай комплексных изменений
  • Короновирус шагает по планете. Что делать
  • SWOT SWOT-у рознь
  • Достоинства и ограничения SWOT-анализа
  • Что делать? Адаптация к климатическим изменениям
  • Принятие управленческих решений
  • Новые навыки в период промышленной революции
  • Факторы SWOT анализа относительны
  • SWOT: объект анализа
  • Цели SMART и цели FAST
  • Барьеры на пути реализации стратегии
  • Матрица ответственности на службе у Стратегического менеджмента

Рубрики

Дополнительное и профессиональное образование и бизнес-обучение

Контакты

dekan@dekanblog.ru
Email
Facebook
Google+
YouTube
Skype
Индивидуальное обучениеО сайтеЗаписи блогаTip boxКарта сайта
© Dekanblog 2009-2022