На сайте AdMe.ru опубликованы «10 самых популярных методик генерации идей», затем появился повтор перечня этих методик на «Блог о маркетинге…». Я подумал, что напомнить о том, что есть креативные идеи будет не лишним и моим читателям. Особенно после серии публикаций о мышлении, интуиции и рецензиях книг на эту тему. Далеко не все знакомятся с названными источниками. Поэтому прошу извинить, но это повтор. Надеюсь, что меня за это не съедят. Кстати, после прочтения кликните на картинки. За ними лежат креативные идеи
Мозговой штурм (автор — Алекс Осборн). Основной принцип состоит в том, чтобы развести во времени генерацию идеи и ее критику. Каждый участник выдвигает идеи, другие пытаются их развивать, а анализ полученных решений проводится позже. Иногда используют «немой» вариант мозгового штурма — брейнрайтинг, когда идеи записываются на листке бумаги, который участники передают друг другу, внося новые возникшие соображения.
Шесть шляп (автор — Эдвард де Боно). Методика позволяет упорядочить творческий процесс с помощью мысленного надевания одной из шести цветных шляп. Так, в белой человек беспристрастно анализирует цифры и факты, затем надевает черную и во всем ищет негатив. После этого наступает очередь желтой шляпы — поиска позитивных сторон проблемы. Надев зеленую, человек генерирует новые идеи, а в красной может позволить себе эмоциональные реакции. Наконец, в синей подводятся итоги.
Ментальные карты (автор — Тони Бьюзен). По его мнению, креативность связана с памятью, а значит, укрепление памяти улучшит и качество креативных процессов. Однако традиционная система записи с заголовками и абзацами препятствует запоминанию. Бьюзен предложил поместить в центр листа ключевое понятие, а все ассоциации, достойные запоминания, записывать на ветвях, исходящих от центра. Не возбраняется подкреплять мысли графически. Процесс рисования карты способствует появлению новых ассоциаций, а образ получившегося древа надолго останется в памяти.
Синектика (автор — Уильям Гордон). Гордон считает, что основной источник креативности — в поиске аналогий. Сначала нужно выбрать объект и нарисовать таблицу для его аналогий. В первый столбец записывают все прямые аналогии, во второй — непрямые (например, отрицание признаков первого столбца). Затем нужно сопоставить цель, объект и непрямые аналогии. Скажем, объект — карандаш, задача — расширение ассортимента. Прямая аналогия — объемный карандаш, ее отрицание — плоский карандаш. Результатом будет карандаш-закладка.
Метод фокальных объектов (автор — Чарльз Вайтинг). Идея состоит в том, чтобы объединить признаки разных объектов в одном предмете. Например, взяли обычную свечу и понятие «Новый год». Новый год ассоциируется с искрящимся бенгальским огнем, этот признак можно перенести на свечу. Если бенгальскую свечу стереть в порошок и добавить его в воск, получится «новогодняя» свеча с искрящейся крошкой внутри.
Морфологический анализ (автор — Фриц Цвикки). Объект нужно разложить на компоненты, выбрать из них несколько существенных характеристик, изменить их и попытаться соединить снова. На выходе получится новый объект. Например, нужно придумать визитную карточку для парфюмерной компании. Если изменить классическую прямоугольную форму и воздействие на органы чувств, может получиться треугольная визитка с запахом парфюма.
Непрямые стратегии (авторы — Брайан Эно и Питер Шмидт). Берется колода карт, на которых записан набор команд (например, «дай волю злости», «укради решение» и др.). Во время создания новой идеи нужно вытаскивать карту и пытаться следовать ее указаниям.
Автобус, кровать, ванна (автор не известен). Метод основан на убеждении, что новая идея не только зреет в глубинах подсознания, но и активно рвется наружу. И чтобы она проявилась, надо лишь не мешать ей. Новая идея может прийти в голову где угодно, даже в малоподходящих для этого местах. Классический пример — Архимед с его ванной.
Расшифровка (автор не известен). Берется непонятная надпись на чужом языке — скажем, иероглифы. В голове человека, который ее рассматривает, будут рождаться разные ассоциации. Один преподаватель, например, «увидев» воду и три круга, решил открыть свое дело и занялся доставкой устриц.
Ловушка для идей (автор не известен). Этот прием подразумевает инвентаризацию всех возникающих идей: их можно наговаривать на диктофон, фиксировать в тетради и т. п. А потом при необходимости обращаться к своим записям.
Знаете еще как рождаются Креативные идеи? Пишите в комментариях. Не забывайте кликать на пиктограмы.
3 комментария. Оставить новый
Методы интересные, но вот этот “Автобус, кровать, ванна ” я не поняла. Как им пользоваться? Это больше похоже на установку “будь готов – идея может посетить тебя где угодно”, но не на метод создания креатива.
Юлия, вы правы
Это, конечно, будь готов! Но не только, оглядывайся по сторонам, рядом лежащие/стоящие предметы и явления могут навеять аналогию, мысль по использованию для решения своих задач. В “Сделай себя сам” рекомендуют пытаться мысленно использовать любой предмет для своих целей. В большинстве случаев такие рассуждения никчемны. Но, хотя… Архимед придумал свой закон в ванне!
Спасибо! Очень интересно! Просто калейдоскоп эффективных методов!