db_310x90
  • Индивидуальное обучение
  • О сайте
    • Об авторе
  • Записи блога
    • SWOT
    • Стратегический менеджмент
    • Энциклопедия Стратегического менеджмента
    • Программа МВА
    • Советы на перемене
    • Гимнастика (ума)
    • Менеджмент
    • Маркетинг
  • Tip box
  • Карта сайта

Пределы адаптации

16 октября 2013adminСтратегический менеджмент3 комментария

Пределы адаптации Пределы адаптации. Для начала цитата: «Вы можете не изменяться. Выживание не является обязанностью». Эти слова написал Уильям Эдвардс Деминг. Полагаю, что с ними согласны все, но не все используют их на практике. По разным причинам, среди этих причин лень, близорукость, нежелание, да мало ли что еще.

Применительно к бизнесу неизбежность изменений обусловлена необходимостью выживания в долговременном аспекте. Сейчас все хорошо или просто терпимо, но внешняя среда изменяется. Для того, что бы и далее все было хорошо (или хотя бы терпимо), требуется адаптация к внешним изменениям. Всегда ли это возможно?

Если организация не может своевременно отреагировать на изменения внешней среды, то наступают пределы адаптации

Нет, не всегда. Адаптация имеет свои пределы. Изменения происходят с определенной скоростью, и организация может изменяться с определенной скоростью. Если организация может привести свой темп изменений в соответствие с темпом изменений среды, то приспособление (адаптация) возможна. А если нет? Изменения, которые происходят быстрее или медленнее, чем может отреагировать организация, создают непреодолимые проблемы. Следовательно, существуют пределы адаптации.

Быстрые изменения (окружение меняется быстрее, чем может изменяться организация). Не буду приводить примеры эволюции живых существ и вымирания динозавров, хотя эти примеры и поучительны, остановлюсь на современных примерах. Примером таких внезапных изменений в бизнесе может служить обвал, пережитый рынком телекоммуникационного оборудования в 2001 году. «Пузырь высоких технологий» лопнул, интенсивный рост игроков этого рынка не только остановился, но и превратился в стремительный обвал. Результат – банкротства и значительное падение прибыли и капитализации. Следует отметить, что были игроки, которые вышли из этой ситуации с меньшими потерями.

Другой пример, экономический кризис 2008 и последующих годов. Число компаний – жертв, которые на своей шкуре почувствовали этот кризис, как в мире, так и у нас несметное количество. У меня свои счеты с этим кризисом. Я в тот период работал с мебельными компаниями, потери на мебельном рынке в РФ были колоссальными. Полагаю, что многие из Вас на себе прочувствовали, что обеспечить соответствующий темп изменений, адаптироваться к кризису, было практически невозможно. Но и в этом случае были компании, которые пострадали меньше.

Еще один пример другого плана. Природные пожары в России в 2010 году приняли характер стихийного бедствия, во время которого потери считались не только на рубли, но и на человеческие жизни.

Медленные изменения (окружение меняется очень медленно, но организация их игнорирует). К очень медленным изменениям в окружающей среде часто оказывается невозможно приспособиться. Экологические проблемы, такие как изменение климата, социальные явления в обществе, такие как изменение распределения возрастов или полов, национальные отношения, могут назревать на протяжении десятилетий, оказывая постепенные и совокупные воздействия так, что, в конце концов, существующие структуры не смогут больше выдерживать их. Окончательное крушение может быть внезапным, но сами по себе изменения были медленными, постепенными и заметными с самого начала. Даже если бизнес видит эти проблемы, то не адаптируется к ним или игнорирует. Например, проблема мигрантов и миграции в РФ, бизнес в ряде случаев, даже способствует усугублению проблемы, занимая рабочие места мало оплачиваемыми мигрантами. Взрывы уже последовали.

Примеры можно продолжать. Адаптация занимает свое место как один из путей изменений организации, но и имеет свои ограничения. Адаптироваться к внешним быстрым и медленным изменениям невозможно, но можно хеджировать риск их возникновения. В советское время градостроительная политика требовала уменьшение плотности застройки территории городов и промышленных объектов не потому, что правительство заботилось о жителях, а для того, что бы в случае бомбардировки уменьшить потери. Это стоило денег. Одним из способов уменьшения рисков в бизнесе можно сформулировать в виде пословицы «Не держите все яйца в одной корзине». Другими словами, прорабатывайте альтернативы развития. Издержки, связанные с подготовкой к форс-мажорам, могут быть весьма значительны. Далеко не все бизнесмены готовы идти на эти затраты и живут по принципу «Авось пронесет!».

Этот и подобные вопросы (включая пределы адаптации) рассмотрены на вебинаре «Стратегия в условиях неопределенности». Если требуются подробности или хотите посмотреть запись, пишите.

Метки: Стратегическое мышление
Предыдущая запись По следам рейтингов МВА Следующая запись Достижимость цели по SMART

3 комментария. Оставить новый

Алексей
21 октября 2013 18:34

«ответ на Ваш вопрос» Но модели (-ей) –то и нет.
прогноз давался «в 2011 году» хотя пока мне кажется, совпадает.
http://ria.ru/valdaiclub_anniversary_multimedia/20130912/962688302.html
«зависящий от конъюнктуры на сырьевых рынках.» 100% верно, все зависит от притока и возврате в нашу экономику денег от продажи нашего сырья.
«Усугубление тенденции к примитивизации экономики.» и это в целом . верною. Для МВА и стратегического менеджмента/маркетинга очень не утешительно.

Ответить
Алексей
19 октября 2013 21:57

«Не держите все яйца в одной корзине» -100% верно. Однако в бизнесе, мне кажется, это значит чуть другое.
Например, свободные деньги можно держать: в недвижимости, рублевых депозитах госбанков, наличном долларе. В разных рынках, степени надежности, ликвидности.
Особенно актуально в наше динамичное и волатильное время «прорабатывайте альтернативы развития», только основной вопрос – никто до конца не знает, в каком направлении надо двигаться.
«Эксперты МВФ отмечают, что некоторое время экономический рост в России был обусловлен благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой, в первую очередь, высокими ценами на нефть и возможностью использования свободных производственных мощностей. «В данный момент такая модель! роста, кажется, исчерпала себя»,

13:43 09.10.2013 РИА Новости http://ria.ru/economy/20131009/968770430.html#ixzz2hFTmTtAF

А какая будет следующая МОДЕЛЬ????

Ответить
admin
20 октября 2013 10:00

Алексей,

А какая будет следующая МОДЕЛЬ????

Там же, в этой статье есть ответ на Ваш вопрос. Ниже этой статье приведены в 7 сценариев развития, в том числе и наиболее вероятный.
АВМ

Ответить

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читаем вместе хорошую литературу

Загрузка

Последние записи блога

  • Маркетологи уже более 30 лет используют дизайн-мышление
  • Мысли масштабно
  • Законы Мерфи. Работа требует больше времени, чем планируется
  • Зумеры или поколение Z
  • Опасность для естественного интеллекта от массового прихода ИИ
  • Портфельный анализ, матрица BCG
  • Как изменится спрос на Soft skills  или мягкие навыки будущего?
  • Как издеваются над SWOT-анализом
  • Пример  SWOT-анализа АО «Связьру»
  • Творческий процесс есть, а творческого мышления нет
  • Глупость и дурость. Предисловие к книге Интеллектуальные инвалиды
  • Как провести сопоставление в SWOT-анализе. SWOT оптом и в розницу
  • Анализ стейкхолдеров на работе и дома
  • Многокритериальный  метод принятия управленческих решений
  • Вопросы 5W1H или метод Киплинга
  • Квадрат Декарта как способ принятия решений
  • Только для женщин
  • Особые свойства памяти человека. Случай из практики
  • Два аспекта критического мышления
  • Ценностное предложение Остервальдера
  • Остервальдер, Построение бизнес модели
  • Способ принятия решений – Тетралемма
  • Стратеги и Стратегическое мышление
  • Топ-25 инструментов управления и тенденций на 2023 год
  • 9 способов улучшить память
  • Стратегический контроль в системе стратегического управления
  • Футурологи предлагают 3 способа планирования будущего
  • Правда и ложь. 4 стратегии борьбы с постправдой
  • Есть у вашей компании конкурентное преимущество
  • Функциональная структура и дивизиональная структура
  • Контекст Вашего бизнеса. Методы оценки
  • Три вопроса в процессе принятия решений
  • Аббревиатуры SPOD, VUCA, BANI плюс PDCA и HADI
  • Тестирование знаний
  • Собственный бизнес. Главный вопрос

Рубрики

Дополнительное и профессиональное образование и бизнес-обучение

Контакты

dekan@dekanblog.ru
Email
Facebook
Google+
YouTube
Skype
Индивидуальное обучениеО сайтеЗаписи блогаTip boxКарта сайта
© Dekanblog 2009-2023