db_310x90
  • Индивидуальное обучение
  • О сайте
    • Об авторе
  • Записи блога
    • SWOT
    • Стратегический менеджмент
    • Энциклопедия Стратегического менеджмента
    • Программа МВА
    • Советы на перемене
    • Гимнастика (ума)
    • Менеджмент
    • Маркетинг
  • Tip box
  • Карта сайта

Миссия (mission) компании

14 июля 2022adminЭнциклопедия2 комментария

Миссия (mission) компании выражается в виде документированного изложения текущей основной деятельности организации. По определению Европейского фонда управления качеством (EFQM), Заявление о Миссии отражает смысл существования организации и согласованно с ее заинтересованными сторонами [1].  Другими словами, Миссия, это заявление или серия заявлений о том, что делает организация и почему.

Миссия ( mission ). Общепринятые представления

На практике возникают разночтения в части содержания различных элементов основных Намерений [2] компании (видение, миссия ценности). Однако профессионалы в области управления в целом согласны с тем, что важнейшим первым шагом в планировании является определение Намерений (purpose) организации, т.е. заявлений, которые определяют бизнес организации, т.е. миссию, видение, ценности и философию организации. Эти элементы могут существовать в виде отдельных заявлений, либо в едином документе. Кроме того, считается полезным использование отдельного слогана (или девиза), чтобы упростить общение с заинтересованными сторонами.

Существует согласие в отношении основных направлений использования заявления о Миссии. Миссия используется:

  • во-первых, в качестве “зонтика”, в соответствии с которым все организационные решения и усилия должны соответствовать миссии, В качестве “зонтика” заявление о миссии определяет, что нужно делать, а что нет.
  • во-вторых, как средство мотивации сотрудников. Хорошие формулировки миссии побуждают сотрудников контролировать свое поведение с помощью менее формальных, чем административные правила, механизмов. Заявление о миссии больше обращается к сердцу, чем к головам работников, что способствует большей приверженности.
  • в-третьих, в качестве заявления для информирования заинтересованных сторон о том, что делает организация.

Разногласия в понимании миссии

При всем очевидном согласии относительно определения и направления использования Заявления о Миссии, остаются разногласия относительно конкретного содержания и характеристик Заявления, а также процесса его формулирования.

Как указал Питер Друкер (1954), “Ничто не может показаться более простым или очевидным, чем ответить на вопрос, в чем заключается бизнес компании. На самом деле, [это]… почти всегда это трудный вопрос.”[3]

Замечания к содержанию

На основе рассмотрения многочисленных примеров реально подготовленных Заявлений о Миссии авторы работы [4] посчитали уместным отметить следующие замечания:

  • Ряд организаций формально имеют, но реально не используют Заявления о Миссии в своей повседневной деятельности;
  • Оценка влияния использования Миссии на эффективность работы организации не проводится;
  • Заявления о миссии иногда настолько расплывчаты, что невозможно угадать ни название, ни характер бизнеса, основываясь только на заявлении;
  • Заявления о миссии часто содержат терминологию, которая не имеет четкого определения, например, цель, целостность, выдающееся качество. Сами формулировки расплывчаты;
  • Заявления о Миссии многих организаций включают слишком много пунктов. В результате получается нечеткая картина того, что именно представляет собой организация.
  • Заявления о миссии включают пункты, которые часто меняются и, следовательно, нуждаются в постоянном обновлении.
  • Миссии некоторых организаций являются старомодными и узкими и явно связаны со снижением эффективности;

Компоненты Заявления о Миссии

Заявления о миссии могут различаться по объему, содержанию, формату и конкретике. Тем не менее, большинство практиков и специалистов в области стратегического менеджмента считают, что эффективное заявление должно включать в себя девять компонентов:

  1. Клиенты — Кто является клиентами фирмы?
  2. Продукты или услуги — Каковы основные продукты или услуги фирмы?
  3. Рынки — Географически, где конкурирует фирма?
  4. Технология — Является ли фирма технологически современной?
  5. Забота о выживании, росте и прибыльности — стремится ли фирма к росту и финансовой устойчивости?
  6. Философия — Каковы основные убеждения, ценности, стремления и этические приоритеты фирмы?
  7. Самооценка — В чем заключается отличительная компетенция фирмы или ее главное конкурентное преимущество?
  8. Забота об общественном имидже — Реагирует ли фирма на социальные, общественные и экологические проблемы?
  9. Забота о сотрудниках — являются ли сотрудники ценным активом фирмы?

Кроме того, многие практикующие менеджеры считают, что Миссия должна быть изложена в короткой красивой и притягивающей фразы. Фраза должна быть легко запоминающейся и воодушевляла как работников, так и клиентов компании. Однако такая фраза (корпоративный слоган) при всей своей полезности не заменяет миссию.

Примеры основных компонентов Заявления о Миссии можно скачать тут: Примеры основных компонентов Миссии

В российской практике восприятие Миссии неоднозначное, от полного принятия, до полного неприятия. Одна из дискуссий на эту тему среди слушателей программы МВА приведена тут:

Миссия, формальный атрибут или неотъемлемая часть стратегии? [5]

Миссия – формальный атрибут или неотъемлемая часть стратегии? Вторая серия [6]

_______________________

Эта статья подготовлена на основе издания The On-Line Encyclopaedia of Strategic Management: Notes & Concepts [7]. Использовалась также книга Fred r. David and Forest r. David. Strategic Management [8].

Статья является одной из подобных публикаций по различным аспектам Стратегического менеджмента, выложенных на данном сайте. Статьи предназначены для всех, кто заинтересован в углубленном понимания стратегического менеджмента и нуждается в корректных источниках по данной теме. Для просмотра других статей откройте рубрику Энциклопедия (в меню сайта) или перейдите по данной ссылке.

[1] https://efqm-rus.ru/model-efqm/vocabulary/#toggle-id-30

[2] Намерения – англ. Purpose. Иногда переводят как общая Цель. Однако слово Намерения ближе к смыслу термина. Цели (objective) более конкретны и определены во времени.

[3] Drucker, Peter F. (1954). The Practice of Management. Harper and Row: New York. p. 49.

[4] https://clutejournals.com/index.php/IJMIS/article/view/7304

[5] https://www.dekanblog.ru/2009/01/marketing/missiya-formalnyj-atribut-ili-neote/

[6] https://www.dekanblog.ru/2009/01/marketing/missiya-formalnyj-atribut-ili-neote-2/

[7] https://manualzz.com/doc/29276881/encyclopaedia-of-strategic-management–concepts

[8] Fred r. David and Forest r. David. Strategic Management: A Competitive Advantage Approach, Concepts & Cases, 15th Edition, Pearson Education, 2015. pp. 177.

А как Вы относитесь к Миссии? Пишите в комментариях, расшаривайте в соц. сетях

Метки: Стратегический менеджмент
Предыдущая запись Онлайн МВА против МВА очно Следующая запись Ценности (Values, Core Values) компании

2 комментария. Оставить новый

Николай
14 июля 2022 21:10

Алексей Васильевич, спасибо понятно, а старый форум на тему миссии, вообще читается как роман. Но наше поколение недалеко ушло. У нас по-прежнему реальная миссия – это деньги, а формальная миссия – для проформы. Но почему нет примеров миссии из отечественной практики. Разве у нас нет интересных примеров?
С уважением
Николай.

Ответить
admin
14 июля 2022 21:20

нет примеров миссии из отечественной практики. Разве у нас нет интересных примеров?

Конечно есть, однако, как видно из текста, по вопросу миссии нет общего мнения. Нет критериев качества. Что такое хорошо, что такое плохо зависит от внутреннего контекста компании. Я просто не берусь быть судьей или экспертом, не зная реальной обстановки в компании. К тому же, как Вы отметили, у нас по-прежнему в бизнесе подход к Миссии формальный. Америкосы в этом деле имеют богатый опыт и примеры приводят понятные. А Вы можете оценить свою Миссию или Миссию известных Вам компаний?
А.В.Мурзинов

Ответить

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Последние записи блога

  • Мысли масштабно
  • Законы Мерфи. Работа требует больше времени, чем планируется
  • Зумеры или поколение Z
  • Опасность для естественного интеллекта от массового прихода ИИ
  • Портфельный анализ, матрица BCG
  • Как изменится спрос на Soft skills  или мягкие навыки будущего?
  • Как издеваются над SWOT-анализом
  • Пример  SWOT-анализа АО «Связьру»
  • Творческий процесс есть, а творческого мышления нет
  • Глупость и дурость. Предисловие к книге Интеллектуальные инвалиды
  • Как провести сопоставление в SWOT-анализе. SWOT оптом и в розницу
  • Анализ стейкхолдеров на работе и дома
  • Многокритериальный  метод принятия управленческих решений
  • Вопросы 5W1H или метод Киплинга
  • Квадрат Декарта как способ принятия решений
  • Только для женщин
  • Особые свойства памяти человека. Случай из практики
  • Два аспекта критического мышления
  • Ценностное предложение Остервальдера
  • Остервальдер, Построение бизнес модели
  • Способ принятия решений – Тетралемма
  • Стратеги и Стратегическое мышление
  • Топ-25 инструментов управления и тенденций на 2023 год
  • 9 способов улучшить память
  • Стратегический контроль в системе стратегического управления
  • Футурологи предлагают 3 способа планирования будущего
  • Правда и ложь. 4 стратегии борьбы с постправдой
  • Есть у вашей компании конкурентное преимущество
  • Функциональная структура и дивизиональная структура
  • Контекст Вашего бизнеса. Методы оценки
  • Три вопроса в процессе принятия решений
  • Аббревиатуры SPOD, VUCA, BANI плюс PDCA и HADI
  • Тестирование знаний
  • Собственный бизнес. Главный вопрос
  • Стратегии развития и развивающиеся стратегии

Рубрики

Дополнительное и профессиональное образование и бизнес-обучение

Контакты

dekan@dekanblog.ru
Email
Facebook
Google+
YouTube
Skype
Индивидуальное обучениеО сайтеЗаписи блогаTip boxКарта сайта
© Dekanblog 2009-2023