db_310x90
  • Индивидуальное обучение
  • О сайте
    • Об авторе
  • Записи блога
    • SWOT
    • Стратегический менеджмент
    • Энциклопедия Стратегического менеджмента
    • Программа МВА
    • Советы на перемене
    • Гимнастика (ума)
    • Менеджмент
    • Маркетинг
  • Tip box
  • Карта сайта

Матрица SPACE

4 апреля 2012adminСтратегический менеджмент7 комментариев

Для определения наиболее выгодного стратегического положения как в целом для фирмы, так и отдельных областей ее деятельности может использоваться матрица стратегического положения и оценки действий (SPAcE = Strategic Position and Action Evaluation). Оказывается, что данный инструмент мало известен российскому обществу. Поиск Яндекса указывает, что словосочетание Матрица SPACE пользователи ищут примерно в 20 раз реже, матрица SWOT. В целях популяризации рассказываю. Общий вид матрицы показан на рисунке ниже.

матрица SPACE

Методика построения матрицы предусматривает четыре координаты оценки (FS, CA, ES, IS). Где  FS (financial strength) – определяет финансовое положение фирмы,  CA (competitive advantage) – ее конкурентные преимущества, ES (environmental stability) –  характеризует степень стабильности внешней среды, а IS (industry strength) – определяет привлекательность (силу) рассматриваемой отрасли. Координаты  FS и CA оценивают внутреннюю стратегическую позицию (Internal Strategic Position),  а координаты ES и IS оценивают внешнюю стратегическую ситуацию (External Strategic Position). Таким образом, матрица SPACE позволяет позиционировать компанию в четырех координатах.  Примеры факторов, составляющие каждое из направлений оценки, приведены в таблице ниже.

матрица SPACE

Последовательность действий при построении матрицы следующая:

Шаг 1. Подберите совокупность факторов:

● описывающих финансовое положение фирмы (FS);
● определяющих конкурентные преимущества фирмы (CA);
● определяющих степень стабильности внешней среды (ES);
● определяющих привлекательность (силу) рассматриваемой отрасли (IS).

Перечень факторов должен наилучшим образом описывать внутреннюю стратегическую позицию и внешнюю стратегическую ситуацию. Далеко не во всех случаях перечень факторов, приведенный в таблице, будет отвечать этим требованиям. Возможно, понадобиться введение параметров не перечисленных в перечне или исключение приведенных. Подбор факторов осуществляется экспертным путем.

Шаг 2. Установите численное значение для каждого фактора группы факторов FS (финансовое положение фирмы) и IS (привлекательность отрасли) в диапазоне от +1(наихудшее значение) до +6 (наилучшее значение). Установите численное значение для каждого фактора группы факторов ES (степень стабильности внешней среды) и CA (конкурентные преимущества фирмы) в диапазоне от -1(наилучшее значение) до -6 (наихудшее значение).

Выбор численных значений факторов осуществляется экспертным путем.

Шаг 3. Вычислите среднее значение для каждой группы факторов (FS, CA, IS и ES), путем суммирования численных значений факторов каждой группы и деления полученной суммы на число факторов в группе. В результате мы получаем два положительных числа (для группы факторов FS и IS), и два отрицательных числа (для группы факторов CA, и ES).

Шаг 4. Нанесите полученные значения на соответствующие оси матрицы. Соединяя средние значения, отображенные на каждой оси, получаем четырехсторонний многоугольник, отображающий значение и знак (плюс-минус) конкретного показателя.

Шаг 5. Сложите два значения по оси Х (ось CA – IS) и нанесите полученную точку на эту ось. Сложите два значения по оси Y (ось FS – ES) и нанесите полученную точку на эту ось. Полученные значения представляют координаты новой точки на плоскости матрицы.

Шаг 6. Нарисуйте прямую линию, соединяющую начало координат с новой точкой на плоскости матрицы, полученную на предыдущей стадии.  Полученная прямая линия представляет собой вектор направления стратегии, рекомендуемой для организации: агрессивные, консервативные, оборонительные или конкурентные стратегии.

Предлагаю к использованию. Источник: H. Rowe, R. Mason, and K. Dickel, Strategic Management and Business Policy: A Methodological Approach (Reading, Massachusetts: Addison‑Wesley Publishing Co. Inc., © 1982): 155.

Во избежание недоразумений предупреждаю, что матрица SPACE предназначена для анализа, а не для  бездумного использования результатов анализа. Вопросы? Комментарии?

На данном сайте много различных матриц, однако хочу пригласить Вас к традиционной SWOT матрице. в которой использован принцип SPACE. См. тут: Новый «старый SWOT анализ».

Метки: SPAcE, матрица, Стратегический менеджмент
Предыдущая запись Малобюджетный маркетинг Следующая запись Видение, поучительная история

7 комментариев. Оставить новый

Михаил
8 августа 2012 06:02

Большое спасибо. Я попробую поискать эту книгу.

Ответить
Михаил
7 августа 2012 21:32

Скажите пожалуйста существует ли этого метода (SPACE) автор? Вот у SWOT к примеру автор Кеннет Эндрюс.
Просто появилась навящивая идея отыкать автора(-ов) много сайтов облазил а ничего по делу ненашел, только описание метода и всё…

Ответить
admin
7 августа 2012 23:08

Михаил, не обращал внимание на авторство. Я пользовался следующим источником: H. Rowe, R. Mason, and K. Dickel, Strategic Management and Business Policy: A Methodological Approach (Reading, Massachusetts: Addison Wesley Publishing Co. Inc., © 1982): 155. Но это было давно. Попытался найти у себя эту книгу, в инет. Пока ничего не получилось. Найду автора, отпишусь.
АВМ

Ответить
admin
6 апреля 2012 13:43

Андрей, я сделаю. А самому слабо? Мы же рассматривали на лекциях и семинарах.
АВМ

Ответить
Андрей
6 апреля 2012 08:38

Алексей Васильевич,
Примеры, примеры. Голая теория, она есть голая. А вот если её одеть.
Андрей.

Ответить
Сигитова Гюльнара
5 апреля 2012 12:40

Добрый день.
Да, довольно интересный подход. В моем случае нужно анализировать по каждому из бизнес-направлений отдельно.
А еще думаю, будет полезно провести такой анализ по основным конкурентам – симбиоз SPACE и карты стратегических групп.
Если в результате получится, что ваши конкуренты в зоне агрессивных стратегий, а ваша компания – в консервативной, то, видимо, в скором будущем придется испытывать еще большее давление или менять стратегию самим.

Ответить
Владислав
4 апреля 2012 20:48

Где-то встречал, но мельком, а тут удалось рассмотреть внимательней.
Спасибо, очень интересно.

Ответить

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вебинары безвозмездно 
(т.е. даром) !

Коллеги, подписка дает Вам возможность своевременно получать информацию о планируемых вебинарах.

  Предоставлено SendPulse

Последние записи блога

  • Стратегии развития и развивающиеся стратегии
  • Strategy. Стратегия – определение и ее суть
  • Ценности (Values, Core Values) компании
  • Миссия (mission) компании
  • Онлайн МВА против МВА очно
  • Почему стратегические цели не достигаются
  • Стратегические Намерения (миссия, видение, ценности)
  • Видение. Видение будущего
  • Стратегическое управление. Модель POSIES
  • Черный лебедь, черный слон, черная медуза, черная комната с черной кошкой
  • Практические занятия по проведению SWOT
  • ИМХО (субъективное мнение) и реальная действительность
  • SWOT против SOAR
  • Harvard Business Review Россия и SWOT
  • Еще раз о мотивации
  • Что объединяет стратегическое управление и Деда Мороза
  • Балансировка стимулирования и мотивации
  • Стимулирование личности или группы?
  • Секреты стимулирования инженеров и менеджеров всех мастей
  • 6 способов создании среды, в которой рождается самомотивация
  • Не читайте публикации о системе и способах мотивации
  • Творческие люди в нашей буче, боевой кипучей
  • Миф о простоте и доступности SWOT
  • Знания Умения Навыки и Способности
  • Кризис COVID-19 − частный случай комплексных изменений
  • Короновирус шагает по планете. Что делать
  • SWOT SWOT-у рознь
  • Достоинства и ограничения SWOT-анализа
  • Что делать? Адаптация к климатическим изменениям
  • Принятие управленческих решений
  • Новые навыки в период промышленной революции
  • Факторы SWOT анализа относительны
  • SWOT: объект анализа
  • Цели SMART и цели FAST
  • Барьеры на пути реализации стратегии

Рубрики

Дополнительное и профессиональное образование и бизнес-обучение

Контакты

dekan@dekanblog.ru
Email
Facebook
Google+
YouTube
Skype
Индивидуальное обучениеО сайтеЗаписи блогаTip boxКарта сайта
© Dekanblog 2009-2022