db_310x90
  • Индивидуальное обучение
  • О сайте
    • Об авторе
  • Записи блога
    • SWOT
    • Стратегический менеджмент
    • Энциклопедия Стратегического менеджмента
    • Программа МВА
    • Советы на перемене
    • Гимнастика (ума)
    • Менеджмент
    • Маркетинг
  • Tip box
  • Карта сайта

Записи блога

Главная Маркетинг Формирование ниши

Формирование ниши

5 августа 2013adminМаркетингКомментариев нет

Как правильно, выделение или  формирование ниши? Полагаете, что разницы нет? Напрасно, если рассматривать нишу как небольшую часть рынка, состоящую из отдельных клиентов или небольшой группы клиентов с аналогичными характеристиками или потребностями, то можно сделать различие в процессе нахождения ниши и формулирования предложения для клиентов (формирование ниши) между двумя подходами, которые условно назовем «сверху вниз» и «снизу вверх». Оба подхода демонстрируются следующим рисунком:

Формирование ниши1. Подход «Сверху вниз», подразумевает поиск своего «места под солнцем» в соответствии с традиционным в маркетинге сегментированием покупателей, который осуществляется  в следующем порядке: сегментация, таргетинг (выбор сегмента), позиционирование. Традиционно считается, что сегментация является отправной точкой формирования ниши рынка.

О сегментировании много написано в учебной литературе, в Интернет, повторяться не буду. Однако подчеркну, что сегментирование и позиционирование основаны на допущении, что рынок есть такой, какой он есть, его невозможно изменить. У игроков остается только одна возможность для конкуренции — разделить рынок на части и выбрать какой-либо сегмент (сегменты) и создать в головах у покупателей нужное представление о товаре. В этом состоит суть стратегии сегментирования вообще. В этом же состоит и стратегия выделения ниши. Мы берем часть имеющегося рынка. Кто-то из известных маркетологов выразил эту стратегию так: «Лучше быть головой мыши, чем хвостом льва».

Отдельно замечу, что двигаясь «сверху вниз» от определения рынка, т.е. в рамках фиксированного рынка, можно создавать вариации на тему уже существующих товаров и услуг. Классификация этих способов создания «головы мыши» приведена ниже. Классификацию предложил Котлер.

Модуляция (Усиление или ослабление какого-либо основного качества продукта, услуги).

  • •Расширение целевого рынка
  • •Возможность лучшего охвата конкретных сегментов

Количество (Варьирование объема, количества или частоты).

  • •Расширение целевого рынка
  • •Расширение спектра ситуаций использования продукта

Упаковка (Варьирование типа контейнера или способа упаковки

  • •Расширение целевого рынка
  • •Расширение спектра ситуаций использования продукта

Дизайн (Модификация оформления в соответствии с разными стилями жизни).

  • •Расширение целевого рынка
  • •Дифференциация по стилю

Дополнения (добавки) (Добавление сопутствующих компонентов или услуг).

  • •Возможность лучшего охвата конкретных сегментов или ниш
  • •Расширение спектра продукции

Сокращение усилий (за­трат) (Сокращение необходимых усилий, связанных с по­купкой)

  • •Превращение потенциальных покупателей в реальных
  • •Максимально широкое распространение продукта или услуги

Это все. Фактически данный подход обеспечивает удовлетворения потребностей клиентов через подгонку (приспособление) товаров и услуг для небольших рынков. Поэтому, когда мы говорим о выделение ниши, то подразумеваем процесс «сверху вниз».

2.«Снизу вверх». Этот подход предусматривает выявление потребности, которая в настоящее время не удовлетворяется. Более того, которая в настоящее время еще не осознана ни поставщиками, ни тем более покупателями. Другими словами, это творческий процесс поиска и формирования рынка, который подразумевает выявление неудовлетворенной потребности, создание предложения (товара, услуги), направленного на удовлетворение этой потребности и, наконец, формирование ниши, рынка (большого или маленького).

Процесс поиска ниши это отдельная песня, заслуживающая «отдельного исполнения». Яркими примерами такого поиска является «Модель восьми потребностей», предложенная Бадьин А. В., Тамберг В. В и стратегия «Голубого океана» В.Ким Чан и Рене Мобор. А так же другие «революционные продукты». В большинстве случаев этот процесс начинается с гипотезы о наличии неудовлетворенной потребности, которая, кстати, во многих случаях не подтверждается практикой. Но повторюсь, что это вопрос в рамках короткого поста не рассмотришь и будет рассматриваться отдельно.

Однако и из этого описания понятно, что данный подход предусматривает именно формирование (создание) и потребности, и предложения, и ниши (рынка).

Как видите, разница есть, «выделение ниши» и «формирование ниши» это разные процессы.

Метки: Сегментирование
Предыдущая запись Требуется Директор по развитию Следующая запись Как и кому оказывать «королевские» почести?

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Как эффективно реализовать свой проект?

Последние записи блога

  • Как изменится спрос на Soft skills  или мягкие навыки будущего?
  • Как издеваются над SWOT-анализом
  • Пример  SWOT-анализа АО «Связьру»
  • Творческий процесс есть, а творческого мышления нет
  • Глупость и дурость. Предисловие к книге Интеллектуальные инвалиды
  • Как провести сопоставление в SWOT-анализе. SWOT оптом и в розницу
  • Анализ стейкхолдеров на работе и дома
  • Многокритериальный  метод принятия управленческих решений
  • Вопросы 5W1H или метод Киплинга
  • Квадрат Декарта как способ принятия решений
  • Только для женщин
  • Особые свойства памяти человека. Случай из практики
  • Два аспекта критического мышления
  • Ценностное предложение Остервальдера
  • Остервальдер, Построение бизнес модели
  • Способ принятия решений – Тетралемма
  • Стратеги и Стратегическое мышление
  • Топ-25 инструментов управления и тенденций на 2023 год
  • 9 способов улучшить память
  • Стратегический контроль в системе стратегического управления
  • Футурологи предлагают 3 способа планирования будущего
  • Правда и ложь. 4 стратегии борьбы с постправдой
  • Есть у вашей компании конкурентное преимущество
  • Функциональная структура и дивизиональная структура
  • Контекст Вашего бизнеса. Методы оценки
  • Три вопроса в процессе принятия решений
  • Аббревиатуры SPOD, VUCA, BANI плюс PDCA и HADI
  • Тестирование знаний
  • Собственный бизнес. Главный вопрос
  • Стратегии развития и развивающиеся стратегии
  • Strategy. Стратегия – определение и ее суть
  • Ценности (Values, Core Values) компании
  • Миссия (mission) компании
  • Онлайн МВА против МВА очно
  • Почему стратегические цели не достигаются

Рубрики

Дополнительное и профессиональное образование и бизнес-обучение

Контакты

dekan@dekanblog.ru
Email
Facebook
Google+
YouTube
Skype
Индивидуальное обучениеО сайтеЗаписи блогаTip boxКарта сайта
© Dekanblog 2009-2023