db_310x90
  • Индивидуальное обучение
  • О сайте
    • Об авторе
  • Записи блога
    • SWOT
    • Стратегический менеджмент
    • Энциклопедия Стратегического менеджмента
    • Программа МВА
    • Советы на перемене
    • Гимнастика (ума)
    • Менеджмент
    • Маркетинг
  • Tip box
  • Карта сайта

Как осуществлять сценарное планирование?

2 октября 2011adminСтратегический менеджмент8 комментариев

В условиях неопределенности классические методы анализа и формулирования стратегий уступают первенство другим подходам и методам, в частности. на одно из первых мест выходит сценарное планирование. Об уровнях неопределенности и методах см. «Пойди туда, не знаю куда-2»

О данном инструменте написано достаточно много, в том числе и в свободном доступе. Однако использовать эти данные для практического применения трудно.

Сценарное планирование и его суть

Суть данного подхода заключается в исследовании основных движущих сил (driving forces) во внешней среде рассматриваемой компании, выявлении в них предопределенных элементов (predetermined elements) и ключевых неопределенных элементов (key uncertainties).

Движущие силы. Для этого можно использовать хорошо известный и апробированный  PEST или PESTLE анализ. Цель — наиболее полно выявить тенденции в окружающей среде. Далее движущие силы  необходимо классифицировать на предопределенные элементы и ключевые неопределенности

Предопределенные или неизбежные силы. Это могут быть медленно развивающиеся события, тренды, которые уже нельзя остановить (например, демографические факторы, политические, технологические или географические факторы).  Т.к. исход таких трендов неизбежен, то предопределенные элементы будут фигурировать, явно или неявно, во всех разрабатываемых сценариях будущего.

Ключевые неопределенности. В качестве ключевых не определенных элементов могут выступать любые элементы внешней среды, которые важны для данной организации (например, уровень государственного дефицита или объём рынка). Выбор таких сил должна производиться на основе оценки  степени неопределенности и важности для компании.

Суть  подхода  показана на рисунке ниже. Рисунок заимствован с сайта Empatika, на котором, кстати,  хоть и отрывочно, но достаточно внятно изложены основные положения сценарного планирования.

сценарное планирование

Ernst & Young рекомендует  процесс сценарного планирования организовывать в виде системно организованной серии стратегических семинаров.

Будущее не возникает «ниоткуда». Оно создается здесь и сейчас. Значит, имеет смысл задуматься о том, каким оно может быть для Вашей компании.

Понимаю, что это слишком кратко, но зато четко, мне так кажется. Планирую эту тему расширить. Помогайте. Если есть ссылки о внятном изложении методики, выкладывайте. Буду благодарен.

Метки: PEST, стратегический анализ
Предыдущая запись Кризис жил, кризис жив, кризис в стране будет жить Следующая запись Сценарное планирование, подробности

8 комментариев. Оставить новый

Беляев
11 октября 2011 16:05

Lady Ev частино может быть смог бы прокомментировать стратегическое планирование для туризма. Рост доходов населения ведет к росту покупательной способности в т.ч. в туризме. Нет денег — едет в Турцию, Египет. Есть — в Европу, Азию. Тенденция — рост — следовательно отток от Турции приток на Канарские острова. Кризис — нет денег на канаские острова — поехали в Турцию. Видите макросреду, тенденции к потреблению более качественных услуг, надо переориентироваться. И наоборот. Это центральный регион. Теперь регионы — как раз все больше интересуется турцией — появилась финансовая возможность съездить туда. Открываем филиалы в регионах по Турции. Ну а с природными катаклизмами и пр. форс-мажором нужно уже не стратегический менеджмент применять, а качетсвенно прорабатывать договора.

Ответить
Каштанов
6 октября 2011 05:22

Спасибо, Владислав.

Ответить
admin
5 октября 2011 22:28

Владислав, спасибо за ссылки.

Ответить
Владислав
5 октября 2011 22:22

Не хотелось бы быть непонятым. Пару слов в пояснение методики — представим все значимые для сценирования факторы связанными — резиночками, с той или иной силой натяжения — тогда изменение в одном факторе — посредством связи вызывает реакцию в других, многих. Такая сеть — очевидно близка открытому миру со множественными взаимовлияниями.
Задавая начальные значения и силу связей управляющих факторов — мы генерируем сценарии, хоть про туристов, хоть про гастарбайтеров…
Если же я все же остался не понятым есть источники и в сети http://www.mtas.ru/Library/uploads/1168452488.pdf, http://www.market-journal.com/problemieco/45.html

Ответить
Каштанов
5 октября 2011 06:16

Владислава не понял вообще, а вот у Lady Ev оч хороший кейс. Даже не грех потратить время и поломать голову над решением, используя удобную схему подхода Админа.

Ответить
Владислав
4 октября 2011 09:16

Не знаю как коллеги, но в тех случаях когда это было необходимо сценарный анализ (сценарий как рамки — в которых должно развиваться действо + заданные роли, т.е. поведение тех или иных сил и ответных реакций) использовал когнитивные карты (сети взвешенных ориентированных графов) — с соответствующей нечеткой математикой — достоинство подхода, что нет необходимости искусственно ранжировать неопределенности их сочетания и взаимовлияния.
Такая схема схема позволяет детальней раскрыть понятие «неопределенности»: неопределенность здесь не только в неизвестности значений, но в результате влияния равных по силе — но противоположных сил, повышается значимость случайных факторов

Ответить
Николай Лумпов
3 октября 2011 14:05

«На работе» сценарным планированием заниматься как то неловко. Или слишком тривиально, или слишком сложно и поэтому автоматически бесполезно.

В пробке или на корпоративной вечеринке — очень здорово. и главное очень положительно отзывается на имидже и карьерной позиции.

ИМХО, достаточно брать одну неизбежную силу и ее только одну, красавицу мусолить. Много сил попахивает фрондерством. Найти неизбежную силу довольно легко «для пробок». Для корпоративной вечеринки сложнее.

Тем не менее приведу реальную неизбежную силу для сценарного планирования, из которой можно породить большое число новаций.

«По данным Министерства образования и науки РФ, в 2013 году по сравнению с 2003 годом число как первоклассников, так и и выпускников уменьшится вдвое».

Теперь нужно ввести или придумать лишь ключевые неопределенности. При наличии фантазии — дело простое.

Ответить
Lady Ev
3 октября 2011 11:17

Добрый день, коллеги!

Дело это очень интересное, но достаточно сложное.
Вот какой пример пришел мне на ум…
Дело в том, что я работаю в области, смежной классическому туризму.
Так вот, чтобы быть руководителем в классическом туризме, надо иметь колоссальное чутье, т.к. можно не угадать и прогореть полностью.
Как это бывает…
Сначала наш народ поехал дружно в Турцию. Все скупили блоки мест, а это предоплаченные места в самолете. Кто-то даже выкупил места в отелях, а это также предоплата…
Потом все это надо в сезон продать! Вот такой вот бизнес.
Турция в определенный момент надоела, да это и понятно. В принципе, в этом случае можно было спрогнозировать спад потока и отрегулировать количество выкупленных мест на будущий год.

Другая ситуация: Испания. После Турции наш народ стал «пробовать» Европу.
Там ситуация сложнее, т.к. столкновение поездов никто не мог предположить…. Соответственно выкупленные места «сгорели», а с ними и предоплаченные денежки.
Также сложно предположить в нашем бизнесе природные катаклизмы… Политические катаклизмы порушили бизнес в Тунисе, Египте и т.д.

При этом перестраховываться не получится… т.к. либо ты вкладываешься по полной и соответственно получаешь прибыль, либо ты берешь немножко и практически ничего не зарабатываешь… нет смысла.
Некоторые сравнивают этот бизнес с игрой в рулетку )
_________________________________________________
Всем хорошего и безоблачного отдыха! )

Ответить

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читаем вместе хорошую литературу

Загрузка

Последние записи блога

  • Маркетологи уже более 30 лет используют дизайн-мышление
  • Мысли масштабно
  • Законы Мерфи. Работа требует больше времени, чем планируется
  • Зумеры или поколение Z
  • Опасность для естественного интеллекта от массового прихода ИИ
  • Портфельный анализ, матрица BCG
  • Как изменится спрос на Soft skills  или мягкие навыки будущего?
  • Как издеваются над SWOT-анализом
  • Пример  SWOT-анализа АО «Связьру»
  • Творческий процесс есть, а творческого мышления нет
  • Глупость и дурость. Предисловие к книге Интеллектуальные инвалиды
  • Как провести сопоставление в SWOT-анализе. SWOT оптом и в розницу
  • Анализ стейкхолдеров на работе и дома
  • Многокритериальный  метод принятия управленческих решений
  • Вопросы 5W1H или метод Киплинга
  • Квадрат Декарта как способ принятия решений
  • Только для женщин
  • Особые свойства памяти человека. Случай из практики
  • Два аспекта критического мышления
  • Ценностное предложение Остервальдера
  • Остервальдер, Построение бизнес модели
  • Способ принятия решений – Тетралемма
  • Стратеги и Стратегическое мышление
  • Топ-25 инструментов управления и тенденций на 2023 год
  • 9 способов улучшить память
  • Стратегический контроль в системе стратегического управления
  • Футурологи предлагают 3 способа планирования будущего
  • Правда и ложь. 4 стратегии борьбы с постправдой
  • Есть у вашей компании конкурентное преимущество
  • Функциональная структура и дивизиональная структура
  • Контекст Вашего бизнеса. Методы оценки
  • Три вопроса в процессе принятия решений
  • Аббревиатуры SPOD, VUCA, BANI плюс PDCA и HADI
  • Тестирование знаний
  • Собственный бизнес. Главный вопрос

Рубрики

Дополнительное и профессиональное образование и бизнес-обучение

Контакты

dekan@dekanblog.ru
Email
Facebook
Google+
YouTube
Skype
Индивидуальное обучениеО сайтеЗаписи блогаTip boxКарта сайта
© Dekanblog 2009-2023