Ситуация, тенденция, событие. В предыдущей публикации «SWOT. Внешние факторы, что это?» указывалось, что в качестве внешних факторов (Opportunity – Возможность и Threats — Угрозы) следует использовать события, явления, тенденции, которые произошли или произойдут в будущем и могут оказать влияние на компанию. Далеко не все поняли эту мысль и настаивают на том, что в качестве внешних факторов выступают разнообразные факторы, характеризующие внешнюю среду. Например, стабильность политической ситуации, состояние экономики и другое, в полном соответствии с сегментами макросреды, рассматриваемыми в PEST или PESTEL анализах. Хочу детализировать свою точку зрения.
Стратегический анализ, для того, что бы он выполнял свою задачу, должен быть конкретным. В случае, если в процессе его проведения используются неопределенные исходные данные, то предлагаемая стратегия на основе такого анализа не будет подкреплена конкретными доказательствами. Естественно, что грамотная разработка стратегии должна в максимально возможной степени исключить неопределенность, в том числе и при выборе факторов внешней среды. Но для этого надо отделить то, что во внешней среде конкретно, а что неопределенно.
Что такое неопределенность в бытовом понимании? Среди синонимов слова неопределенность используются множество слов и словосочетаний, которые, так или иначе, подчеркивают отдельные стороны неопределенности[1]. В общем виде можно говорить о том, что неопределенность, это обратная сторона определенности или неопределенность означает, что что-то не определено. Для нашего случая наиболее подходящим может быть такое определение «Неопределённость — это неполнота и неточность информации[2]». Бывают случаи объективного отсутствия информации. В то же время в большинстве случаев неопределенность обусловлена тем, что в данное время данный человек не обладает необходимой информацией. Как отделить определенную информацию о внешней среде от неопределенности?
Рассмотрим соотношение понятия неопределенности с окружаемым миром. Все что происходит вокруг нас можно охарактеризовать понятиями ситуация, тенденции, события/явления. Именно этими словами мы обозначаем окружающий мир. Рассмотрим эти понятия и сопоставим их с понятием неопределенность.
- Ситуация является продуктом множественности событий и приводит к событиям[3].
- Тенденция. Если ситуация изменяется благодаря череде однонаправленных событий то это тенденция. Ситуации не бывают абсолютно стабильными, но далеко не все изменения и не всегда проявляются в виде тенденций.
- Событие – явление, происшествие, случай.
С какими из этих понятий соотносится в большей степени понятие неопределенность? Я несколько раз задавал в разных аудиториях этот вопрос и получал разнообразные ответы, в которых фигурировали все перечисленные понятия по отдельности и в различных сочетаниях. Поэтому внесем ясность.
Событие и неопределенность
Может ли быть событие неопределенным? Событие это то, что уже произошло или то, что с определенной вероятностью произойдет в будущем. Например, выходит «Лунтик»[4] и заявляет: «Я родился!». Это хоть и выдуманное событие, но вполне определенное. Или другое, очень скоро в США будет новый президент. Вероятность того, что это произойдет составляет девяносто девять и девять в периоде процентов. Событие, конечно, не всегда факт, поскольку каждое событие преломляется через сознание человека. Однако событие ну никак не вяжется с неопределенностью. Словосочетание «неопределенное событие»[5] обычно обозначает только такое событие, подробности которого пока неизвестны. Важно отметить, что событие может оказать влияние на компанию и можно определить это влияние.
Тенденция и неопределенность
Исходя из определения понятия тенденция, говорить о неопределенной тенденции тоже как-то не к месту. Тенденция — это некие одно направленные изменения. Т.е. вполне определенное изменение. Например, падение спроса, или перераспределения спроса в сторону дешевых товаров и др. Использование слова неопределенная к слову тенденция возможно только тогда, когда эта тенденция не выявлена, она отсутствует. Тенденция, также как и событие, может оказать влияние на компанию и можно определить это влияние.
Очень часто используют понятия неопределенность применительно к ценам на нефть, валюте и другим биржевым товарам. Однако тут следует различать тенденцию снижения или роста с длительным периодом, которая носит характер циклов, и краткосрочную волатильность цен и курсов валют. Второе является следствием спекулятивных действий игроков рынка, а так же умышленным или не умышленным вбросом информации. И то и другое носит ситуационный характер и для большинства участников рынка является неопределенностью. Если длительные циклы поддаются прогнозированию, конечно с определенной степенью вероятности, то второе действительно неопределенная ситуация. Участники биржевых торгов, да и многие наблюдатели со стороны, знакомы с постулатом «Покупай на слухах, продавай на фактах». Этот постулат фактически является способом принятия решений в условиях неопределенной ситуации.
Ситуация и неопределенность.
В полной мере понятие неопределенность связывается именно с понятием ситуация. Неопределенность — это ситуация, при которой полностью или частично отсутствует информация о вероятных будущих событиях, то есть неопределенность — это то, что не поддается оценке. Ситуация − продукт множественности событий и, как правило, является размытым понятием. Влияние ситуации на компанию носит значительный налет неопределенности. Выявление логически четких причинно следственных связей затруднено.
Для примера, попытайтесь выявить влияние мерзопакастной[6] экономической ситуации на Вашу компанию. Как она повлияет на Вашу компанию? Все, кто пытался это сделать выстраивают цепочку причинно-следственных связей типа такой: мерзопакастная экономическая ситуация провоцирует рост цен на товары потребления и/или снижение доходов населения, что приводит к изменению структуры потребления. В результате население экономит на одних товарах (к примеру, на товарах длительного пользования и развлечениях) по причине увеличения расходов на товары повседневного спроса. В общем, все правильно, но (акцентирую внимание) на компании, работающие на рынках, влияет не сложившаяся экономическая ситуация, а ее последствия. Это, прежде всего, цены, доходы, а также изменение спроса.
Следует отметить так же, что в Риск менеджменте в качестве риска рассматривается, прежде всего, событие. Риск – это определенная любым способом вероятность каждого из возможных событий. Событие − составная часть ситуации. Ситуация складывается из событий и порождает событие. Именно эти события имеют более или менее ясную причину и влияют на компании.
Если ситуация изменяется к худшему или к лучшему то это тенденция (череда однонаправленных событий). Если Вы выявили тенденцию, то можно ожидать следующее событие, соответствующее этой тенденции. Влияние этого события легко проследить.
Итак, ситуация и тенденция приводит к событиям, события влияют на компанию. Именно их надо разыскивать и использовать в качестве внешних факторов. В противном случае результаты стратегического анализа будут вызывать сомнения.
Более подробно вы можете познакомится с этим вопросом скачав вебинар «Стратегия в условиях неопределенности», который проводился совсем недавно.
Свои мнения пишите в комментариях. Можно, даже нужно, делиться публикацией в социальных сетях.
[1] К примеру см. тут: dic.academic.ru/dic.nsf/dic_synonims/92547/нeoпределеность
[2] https://en.wikipedia.org/wiki/Uncertainty; https://ru.wikipedia.org/wiki/Неопределённость
[3] http://cyberleninka.ru/article/n/problema-opredeleniya-ponyatiya-sobytie-v-psihologii
[4] Лунтик — персонаж российского мультсериала «Приключения Лунтика и его друзей» и одноимённый бренд студии «Мельница».
[5] Словосочетание «неопределенное событие» используется также в теории вероятности для обозначения случаев, для которых невозможно высчитать вероятность его проявления.
[6] Мерзская + пакостная
7 комментариев. Оставить новый
Спасибо за разъяснения, в действительности внешние факторы влияют на компанию в особенности если это не food- продукция. Здесь нужна четкая стратегия и умение правильно ею пользоваться, чтобы не было сильных колебаний в компании.
Прочитал и сразу же осознал ряд ошибок в своем SWOT анализе. Это касается важности конкретных (не размытых) данных в анализе. Спасибо за краткую информативность.
«Ситуация, тенденция, событие» навело на мысль. Непосредственных причин, влияющих на бизнес в общем, не так уж и много — это спрос, предложение, цена и себестоимость… Т.е. все внешние и внутренние факторы должны влиять положительно или отрицательно на них. Тут даже вырисовывается внешние влияют на спрос и предложение, а внутренние на цену и себестоимость(хотя на себестоимость влияют и внешние). Ладно пусть будет три группы — внешние, внутренние и общие. Таким образом, я думаю, что если плясать от конкретных факторов, влияющих на бизнес, то можно построить более достоверную модель анализа. А модели Портера, РЕСТ, МакКинси, SWOT они так зависят от человеческого фактора, что забил, то и получил, если что-то не заметил не внес, весь анализ уже другой.
Мысль интересная, можете развернуть? Если не тут и не сейчас, то мне в почту.
Алексей Васильевич, спасибо огромное за разъяснение. Действительно, поиск и выявление четких и определённых событий или тенденций, которые являются доказательством и уточнением абстрактного неопределенного явления, позволяет более глубинно и с разных сторон посмотреть на влияние того или иного фактора на компанию, в виде имеющейся возможности или угрозы.
Алексей Васильевич, не могли бы Вы посмотреть мой PEST анализ и проверить на предмет корректности формулирования Возможностей и Угроз? У меня горят сроки.
С уважением,
Дмитрий.
Дмитрий, Присылайте на почту. Посмотрю обязательно.