db_310x90
  • Индивидуальное обучение
  • О сайте
    • Об авторе
  • Записи блога
    • SWOT
    • Стратегический менеджмент
    • Энциклопедия Стратегического менеджмента
    • Программа МВА
    • Советы на перемене
    • Гимнастика (ума)
    • Менеджмент
    • Маркетинг
  • Tip box
  • Карта сайта

Ситуация, тенденция, событие

9 ноября 2016adminSWOT, Анализ7 комментариев

Ситуация, тенденция, событие. В предыдущей публикации «SWOT. Внешние факторы, что это?» указывалось, что в качестве внешних факторов (Opportunity – Возможность и Threats — Угрозы) следует использовать события, явления, тенденции,  которые  произошли или произойдут в будущем и могут оказать влияние на компанию. Далеко не все поняли эту мысль и настаивают на том, что в качестве внешних факторов выступают разнообразные факторы, характеризующие внешнюю среду. Например, стабильность политической ситуации, состояние экономики и другое, в полном соответствии  с сегментами макросреды, рассматриваемыми в PEST или PESTEL  анализах. Хочу детализировать свою точку зрения.

Стратегический анализ, для того, что бы он выполнял свою задачу, должен быть конкретным. В случае, если в процессе его проведения используются  неопределенные исходные данные, то  предлагаемая стратегия на основе такого анализа не будет подкреплена конкретными доказательствами. Естественно, что грамотная разработка стратегии должна в максимально возможной степени  исключить неопределенность, в том числе и при выборе факторов внешней среды. Но для этого надо  отделить то, что во внешней среде конкретно, а что неопределенно.

Что такое неопределенность в бытовом понимании? Среди синонимов слова неопределенность используются множество слов и словосочетаний, которые, так или иначе, подчеркивают отдельные стороны неопределенности[1].  В общем виде можно говорить о том, что неопределенность, это обратная сторона определенности или неопределенность означает, что что-то не определено. Для нашего случая наиболее подходящим может быть такое определение «Неопределённость — это неполнота и неточность информации[2]». Бывают случаи  объективного отсутствия информации. В то же время в большинстве случаев неопределенность обусловлена тем, что в данное время данный человек не обладает необходимой информацией. Как отделить определенную информацию о внешней среде  от неопределенности?

Рассмотрим соотношение понятия неопределенности  с окружаемым миром.  Все что происходит вокруг нас можно охарактеризовать понятиями ситуация, тенденции, события/явления. Именно этими словами мы обозначаем окружающий мир.  Рассмотрим эти понятия и сопоставим их с понятием неопределенность.  

  • Ситуация  является продуктом множественности событий и  приводит к событиям[3].
  • Тенденция.  Если ситуация изменяется благодаря  череде однонаправленных событий то это тенденция. Ситуации не бывают абсолютно стабильными, но  далеко не все изменения  и не  всегда проявляются в виде тенденций.
  • Событие – явление, происшествие, случай.

С какими из этих понятий соотносится в большей степени понятие неопределенность? Я несколько раз задавал в разных аудиториях этот вопрос и получал разнообразные ответы, в которых фигурировали все перечисленные понятия по отдельности и в различных сочетаниях.  Поэтому внесем ясность.

Событие и неопределенность. Может ли быть событие неопределенным?  Событие это то, что уже произошло или то, что с определенной вероятностью произойдет в будущем. Например, выходит «Лунтик»[4] и заявляет: «Я родился!». Это хоть и выдуманное событие, но вполне определенное. Или другое, очень скоро в  США будет новый президент. Вероятность того, что это произойдет составляет девяносто девять и девять в периоде процентов. Событие, конечно, не всегда факт, поскольку каждое событие преломляется через сознание человека. Однако событие ну никак не вяжется с неопределенностью. Словосочетание «неопределенное событие»[5] обычно обозначает только такое событие, подробности которого пока неизвестны.  Важно отметить, что событие может оказать влияние на компанию и можно определить это влияние.

Тенденция и неопределенность. Исходя из определения понятия тенденция, говорить  о неопределенной тенденции тоже как-то не к месту. Тенденция – это некие одно направленные изменения. Т.е. вполне определенное изменение. Например, падение спроса, или перераспределения спроса в сторону дешевых товаров и др.  Использование слова неопределенная  к слову тенденция возможно только тогда, когда эта тенденция не выявлена, она отсутствует.  Тенденция, также как и событие, может оказать влияние на компанию и можно определить это влияние.

Очень часто  используют понятия неопределенность применительно к ценам на нефть, валюте и другим биржевым товарам. Однако тут следует различать тенденцию снижения или роста с длительным периодом,  которая носит характер циклов, и краткосрочную волатильность цен и курсов валют. Второе является следствием спекулятивных действий игроков рынка, а так же умышленным или не умышленным вбросом информации.  И то и другое носит ситуационный характер и для большинства участников рынка является неопределенностью.  Если длительные циклы поддаются прогнозированию, конечно с определенной степенью вероятности,  то второе действительно неопределенная ситуация. Участники биржевых торгов, да и многие наблюдатели со стороны, знакомы с постулатом «Покупай на слухах, продавай на фактах».  Этот постулат фактически является способом принятия решений в условиях неопределенной ситуации.

Ситуация и неопределенность. В полной мере понятие неопределенность связывается именно с понятием ситуация. Неопределенность – это ситуация, при которой полностью или частично отсутствует информация о вероятных будущих событиях, то есть неопределенность – это то, что не поддается оценке. Ситуация − продукт множественности событий  и, как правило, является размытым понятием. Влияние ситуации на компанию носит  значительный налет неопределенности. Выявление логически четких причинно следственных связей затруднено.

Для примера, попытайтесь выявить влияние  мерзопакастной[6]  экономической ситуации на Вашу компанию. Как она повлияет на Вашу компанию?  Все, кто пытался это сделать выстраивают цепочку причинно-следственных связей типа такой:   мерзопакастная  экономическая  ситуация провоцирует рост цен на товары потребления и/или снижение доходов населения, что приводит к изменению структуры потребления. В результате население экономит на одних товарах (к примеру, на товарах длительного пользования и  развлечениях) по причине увеличения расходов на товары повседневного спроса. В общем, все правильно, но (акцентирую внимание) на компании, работающие на рынках, влияет не сложившаяся экономическая ситуация, а ее последствия. Это, прежде всего, цены, доходы, а также изменение спроса.

Следует отметить так же, что в Риск менеджменте в качестве риска рассматривается, прежде всего, событие. Риск – это определенная любым способом вероятность каждого из возможных событий. Событие −  составная часть ситуации. Ситуация  складывается из событий и порождает событие. Именно эти события имеют более или менее ясную причину и влияют на компании.

Если ситуация изменяется к худшему или к лучшему то это тенденция (череда однонаправленных событий). Если Вы выявили тенденцию, то можно ожидать следующее событие, соответствующее этой тенденции. Влияние этого события легко проследить.

Итак, ситуация  и тенденция приводит к событиям, события влияют на компанию. Именно их надо разыскивать и использовать в качестве внешних факторов. В противном случае результаты стратегического анализа будут вызывать сомнения.

Более подробно вы можете познакомится с этим вопросом скачав вебинар «Стратегия в условиях неопределенности», который проводился совсем недавно.

Свои мнения пишите в комментариях. Можно, даже нужно,  делиться публикацией в социальных сетях.

[1] К примеру см. тут: dic.academic.ru/dic.nsf/dic_synonims/92547/нeoпределеность

[2] https://en.wikipedia.org/wiki/Uncertainty; https://ru.wikipedia.org/wiki/Неопределённость

[3] http://cyberleninka.ru/article/n/problema-opredeleniya-ponyatiya-sobytie-v-psihologii

[4] Лунтик — персонаж российского мультсериала «Приключения Лунтика и его друзей» и одноимённый бренд студии «Мельница».

[5] Словосочетание «неопределенное событие» используется также в теории вероятности для обозначения случаев, для которых невозможно высчитать вероятность его проявления.

[6] Мерзская + пакостная

Метки: стратегический анализ
Предыдущая запись SWOT. Внешние факторы, что это? Следующая запись Ах ты доля моя доля – рыночная доля

7 комментариев. Оставить новый

Ольга
18 февраля 2021 12:37

Спасибо за разъяснения, в действительности внешние факторы влияют на компанию в особенности если это не food- продукция. Здесь нужна четкая стратегия и умение правильно ею пользоваться, чтобы не было сильных колебаний в компании.

Ответить
Денис
1 февраля 2020 23:00

Прочитал и сразу же осознал ряд ошибок в своем SWOT анализе. Это касается важности конкретных (не размытых) данных в анализе. Спасибо за краткую информативность.

Ответить
Денис
1 декабря 2017 21:05

“Ситуация, тенденция, событие” навело на мысль. Непосредственных причин, влияющих на бизнес в общем, не так уж и много – это спрос, предложение, цена и себестоимость… Т.е. все внешние и внутренние факторы должны влиять положительно или отрицательно на них. Тут даже вырисовывается внешние влияют на спрос и предложение, а внутренние на цену и себестоимость(хотя на себестоимость влияют и внешние). Ладно пусть будет три группы – внешние, внутренние и общие. Таким образом, я думаю, что если плясать от конкретных факторов, влияющих на бизнес, то можно построить более достоверную модель анализа. А модели Портера, РЕСТ, МакКинси, SWOT они так зависят от человеческого фактора, что забил, то и получил, если что-то не заметил не внес, весь анализ уже другой.

Ответить
admin
1 декабря 2017 21:07

«Ситуация, тенденция, событие»

Мысль интересная, можете развернуть? Если не тут и не сейчас, то мне в почту.

Ответить
Яна
15 ноября 2016 08:46

Алексей Васильевич, спасибо огромное за разъяснение. Действительно, поиск и выявление четких и определённых событий или тенденций, которые являются доказательством и уточнением абстрактного неопределенного явления, позволяет более глубинно и с разных сторон посмотреть на влияние того или иного фактора на компанию, в виде имеющейся возможности или угрозы.

Ответить
Димитрий
10 ноября 2016 17:08

Алексей Васильевич, не могли бы Вы посмотреть мой PEST анализ и проверить на предмет корректности формулирования Возможностей и Угроз? У меня горят сроки.
С уважением,
Дмитрий.

Ответить
admin
10 ноября 2016 18:11

Дмитрий, Присылайте на почту. Посмотрю обязательно.

Ответить

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вебинары безвозмездно 
(т.е. даром) !

Коллеги, подписка дает Вам возможность своевременно получать информацию о планируемых вебинарах.

  Предоставлено SendPulse

Последние записи блога

  • Стратегии развития и развивающиеся стратегии
  • Strategy. Стратегия – определение и ее суть
  • Ценности (Values, Core Values) компании
  • Миссия (mission) компании
  • Онлайн МВА против МВА очно
  • Почему стратегические цели не достигаются
  • Стратегические Намерения (миссия, видение, ценности)
  • Видение. Видение будущего
  • Стратегическое управление. Модель POSIES
  • Черный лебедь, черный слон, черная медуза, черная комната с черной кошкой
  • Практические занятия по проведению SWOT
  • ИМХО (субъективное мнение) и реальная действительность
  • SWOT против SOAR
  • Harvard Business Review Россия и SWOT
  • Еще раз о мотивации
  • Что объединяет стратегическое управление и Деда Мороза
  • Балансировка стимулирования и мотивации
  • Стимулирование личности или группы?
  • Секреты стимулирования инженеров и менеджеров всех мастей
  • 6 способов создании среды, в которой рождается самомотивация
  • Не читайте публикации о системе и способах мотивации
  • Творческие люди в нашей буче, боевой кипучей
  • Миф о простоте и доступности SWOT
  • Знания Умения Навыки и Способности
  • Кризис COVID-19 − частный случай комплексных изменений
  • Короновирус шагает по планете. Что делать
  • SWOT SWOT-у рознь
  • Достоинства и ограничения SWOT-анализа
  • Что делать? Адаптация к климатическим изменениям
  • Принятие управленческих решений
  • Новые навыки в период промышленной революции
  • Факторы SWOT анализа относительны
  • SWOT: объект анализа
  • Цели SMART и цели FAST
  • Барьеры на пути реализации стратегии

Рубрики

Дополнительное и профессиональное образование и бизнес-обучение

Контакты

dekan@dekanblog.ru
Email
Facebook
Google+
YouTube
Skype
Индивидуальное обучениеО сайтеЗаписи блогаTip boxКарта сайта
© Dekanblog 2009-2022