Виды SWOT. Если вы наберете в поисковой строке буковки SWOT, то получите множество ссылок, которые рассказывают об этом методе анализа. Причем в каждой публикации все по- разному. Кому верить? Верить надо мне. Сейчас докажу.
Ранее показана общая последовательность анализа [1]. Напомню основные моменты. SWOT, впрочем, как и многое другое в жизни, начинается с цели, причем для конкретного объекта. Далее следует идентифицировать (выявить) внутренние факторы объекта. Т.е. Сильные (S) и слабые (W) стороны. Затем необходимо идентифицировать (выявить) внешние факторы, оказывающие влияние на объект. Т.е. возможности (О) и угрозы (Т). Все выявленные факторы записываются в виде матрицы SWOT. Это рациональная часть анализа. Т.е. анализа на основе объективных данных. Далее внутренние и внешние факторы сопоставляются между собой. В результате сопоставления формулируются Стратегии или другие результаты.
Для достижения результатов каждый этап целесообразно реализовывать, используя определенную технику. Что бы разобраться в техниках, предварительно рассмотрим какие виды анализа могут быть в принципе.
Виды SWOT анализа
Одним из принципов классификации является качественный или количественный подходы к анализу. Принципиально возможно формулирование факторов качественно. Т.е. выявление сути событий, явлений, тенденций, существующих во внешней, по отношению к объекту, среде. А также ресурсов и способностей, которыми обладает, или не обладает, объект. Мы можем предполагать, что все выявленные факторы по степени влияния равны.
Однако на практике фактор, фактору рознь. По степени воздействия на объект внешние факторы не равнозначны. Например, падение покупательской способности населения будет сказываться на объекте более сильно, чем тенденция приверженности к торговой марке. Мы можем охать и ахать по поводу продукции Apple, но если платежеспособность низкая, то покупаем китайские смартфоны. Если говорить о ресурсах компании, то сила влияния каждого из них также неравнозначна. Например, работа в компании ряда креативных конструкторов, может оказывать большее влияние на компанию, чем наличие материальных ресурсов. Для учета этих различий по силе влияния и ранжирования факторов можно использовать количественный анализ.
Другой принцип классификации заключается в подходе к анализу на основе субъективных суждений человека и на основе объективных данных, полученных в результате исследований. Как известно, человек чаще всего в своей деятельности оперирует не фактами, а своими впечатлениями от фактов. Т.е. субъективно.
В соответствие с данными подходами виды анализа можно классифицировать так, как показано на рисунке.
Классификация видов анализа
Качественный анализ, построенный на суждениях (квадрант 1, «Пристрелка») проводится самостоятельно или в группе на основе своих представлений о ситуации. Возможно у участников есть какие-то факты, опыт. Однако это, как говорят, сложившиеся мнение. В случае если вы формулируете гипотезу для последующей оценки, то вам подходит данный вариант. Он позволяет сформулировать предположение, которое, однако, требует тщательной последующей проверки. Беда всех нас в том, что мы стремимся принять решение как можно скорей. Думать некогда, поэтому принимается первое попавшееся решения, если оно удовлетворяет минимальным требованиям. Причем решение принимается на основе каких –то случайных данных или не имея данные вообще. Это большая беда, в стратегических вопросах так поступать нельзя. Основной недостаток такого метода, не только в субъективности выдвижения (идентификации) и оценки факторов, но и в предубежденности (тенденциозности) исследователей в процессе выдвижения факторов. Человек формулирует те факторы, которые, как ему кажется, нужны.
Другой подход, построен на качественном, но системном исследовании внешней и внутренней среды (квадрант 2, «Начальный уровень анализа»). В этом случае исследователи выбирают факторы на основе исследования как внутренней, так и внешней среды. Исследования, обеспечивают доказательность выявленных факторов и позволяют быть ближе к объективности. Кроме того, исследования, позволяют системно рассматривать как внешнюю, так и внутреннюю среду и, следовательно, исключают возможность учета малозначимых факторов. Для данного вида анализа сопоставление и дальнейшее формулирование стратегий и других результатов проводится на основе суждения участников процесса.
«Полноценный, количественный анализ» (квадрант 3.) позволяет получить объективный и количественный результат. Количественное и объективное рассмотрение даёт основание и аргументацию для принимаемых решений, но только в том случае, если он выполнен корректно (методически правильно). Следует отметить, что на практике встречается разная степень использования количественных исследований. Помимо идентификации возможно количественное ранжирование факторов, собственно сопоставление и подготовка выводов (формулировка стратегий) на базе количественных данных.
Наконец последняя позиция (квадрант 4, «Полная глупость»). Этот квадрант назван так потому, что на базе субъективных мнений проводить количественное ранжирование, сопоставление и подготовку рекомендаций лишено смысла. Анализ, основанный на суждениях, это некая умственная конструкция, в процессе которой мы пытаемся субъективные предположения превратить в субъективные же выводы (как в позиции 1), но при этом вносим некое наукообразие – количественный анализ. Если на стадии выдвижения факторов мы имеем ошибку, что скорее всего будет иметь место, то после «оцифровки» мы получим ошибку вдвойне. Ценность такого анализа нулевая.
Приведенные рассуждения представлены в таблице с большей детализацией. Способ 4 в таблице не представлен, поскольку рассматривать его не имеет смысла.
Таблица. Различные виды SWOT анализа
Как показано в данной таблице способы проведения анализа отличаются. Вот почему отличаются и описания. Но самое главное каждый из этих видов анализа имеет право на существования, но применяется в соответствующих случаях и, что очень важно, требует определенных знаний, умений, навыков.
[1] https://www.dekanblog.ru/dostoinstva-i-ogranicheniya-swot-analiza/
Какой анализ стоит использовать? Есть мнение? Пишите в комментариях. Кроме того кликайте на пиктограммы.