Стратегия — определение и ее суть в академических изданиях, учебниках по стратегическому менеджменту, энциклопедических изданиях и словарях излагается неоднозначно. Образно говоря, определений понятия стратегия столько же, сколько авторов. В слово «стратегия» теоретики и практики вкладывают различную суть и дают разные определения, что затрудняет или делает невозможным эффективное стратегическое управление.
Перечислить определения в краткой статье невозможно. Хотя, такие попытки были. Например, на сайте emergentapproach.com [1] приведено 75 различных определений понятия стратегия, разбираться с которыми интересно, но сложно. Суть использование слов «стратегия развития» варьируется в зависимости от контекста, масштаба, стиля управления, принятого в компании. Кроме того, это слово не всегда относится к общей стратегии.
Разночтение в роли стратегии вынудили предположить, что все возможные определения принимают одну из пяти форм (5 Ps Минцберга) [2]
- План (Plan): сознательно намеченный курс действий для достижения цели.
- Паттерн [3] (Pattern of behavior): последовательный паттерн поведения, возникающий как преднамеренно, так и непреднамеренно.
- Позиция (position in respect to others): в окружении относительно соперника(ов)
- Перспектива (perspective): общее для всей организации чувство цели в мире
- Прием (ploy), уловка: маневр для достижения определенной цели (например, перехитрить соперника)
Однако и этот, несомненно, полезный взгляд на суть стратегии не дает полного понимания ее роли и содержания в стратегическом управлении. Поэтому, прежде чем давать определение рассмотрим место стратегии в этом процессе.
В стратегическом управлении определение корпоративной стратегии является третьим этапом процесса планирования. Сокращенно этап планирования называют POST[4]. Аббревиатура складывается из следующих слов:
- Намерения – Purpose [5] (включая миссию, видение, ценности);
- Стратегические цели – Objective;
- Стратегия – Strategy (каждая из целей (или ограниченное число целей) может иметь свою стратегию).
- Тактика – Tactics (каждая стратегия может иметь свою собственную тактику (действия)
Отметим, что в данной последовательности Стратегия занимает не первое место, а является промежуточным этапом между намерениями, целями и действиями. К сожалению, этот аспект четко не сформулирован ни в учебной, ни в академический литературе, что порождает многообразие подходов к смыслу понятия стратегия и приводит к различным определениями.
Таким образом, Стратегия, это общий подход или общая модель поведения для достижения целей организации. Если говорить образно, то цели определяют «куда мы идем», а стратегия отвечает на вопрос «как». Т.е. определяет путь достижения целей.
Причем стратегия носит концептуальный характер, а тактика более конкретна. Как писал китайский генерал и философ Сунь-Цзы: «Все люди могут видеть тактику, которую я использую для победы, но никто не может видеть стратегию, из которой развивается великая победа» [6].
В порядке примера, для достижения роста (намерение, цель) компания будет выходить со своим товаром на новые географические рынки с высоким потенциалам потребления. При этом предложение товара будет утонено с учетом потребности покупателей локальных рынков, а товаропроводящая сеть будет формироваться путем привлечения партнеров в регионах (стратегическая концепция). Тактические шаги будут включать решения и действия, связанные с реализацией данной стратегии. А именно, исследования и выбор регионов экспансии; поиск партнеров для реализации продукции, согласование условий поставки, построение логистических цепочек поставки и др.
Однако особенности понятия стратегии этим не ограничиваются. Другие аспекты рассмотрены в следующей публикации.
___________________
Эта статья подготовлена на основе издания The On-Line Encyclopedia of Strategic Management: Notes & Concepts[7]. Использовалась также публикация Rich Horwath. What is Strategy? Статья является одной из подобных публикаций по различным аспектам Стратегического менеджмента, выложенных на данном сайте. Статьи предназначены для всех, кто заинтересован в углубленном понимания стратегического менеджмента и нуждается в корректных источниках по данной теме. Для просмотра других статей откройте рубрику Энциклопедия (в меню сайта) или перейдите по данной ссылке.
[1] https://emergentapproach.com/wp-content/uploads/2022/01/Chapter-1_75-Definitions-of-Strategy-v1.16.2022.pdf
[2] Mintzberg H. (1987), Five Ps for strategy, California Management Review, 30(1), 11-24. Mintzberg
[3] Паттерн, в данном случае, понимается как повторяющийся шаблон или образец
[4] Возможны варианты, например a) MOST (Mission, Objectives, Strategies, Tactics); b) VMOST (Vision, Mission, Objectives, Strategies, Tactics) c) GOST (Goals, Objectives, Strategies and Tactics).
[5] Стратегические Намерения (миссия, видение, ценности) https://www.dekanblog.ru/2022/07/enciklopediya/strategicheskie-namereniya-missiya-videnie-cennosti/
[6] https://www.strategyskills.com/what-is-strategy/
[7] https://manualzz.com/doc/29276881/encyclopaedia-of-strategic-management—concepts